Кирсанова Светлана
Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности организации образовательного процесса»
Работа педагогов в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения имеет свои особенности.
С начала учебного года врач-офтальмолог определяет зрительную и физическую нагрузку каждому ребенку на основе его диагноза, вторичных отклонений, индивидуальных особенностей развития, дает рекомендации педагогам.
Воспитатели:
- определяют местоположение ребенка на занятии
Публикация «Памятка для педагогов ДОО, работающих с детьми, имеющими нарушение зрения» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- составляют график коррекционных занятий в соответствии со зрительной нагрузкой ребенка
- в микрокабинете оформляют картотеку коррекционного материала в соответствии со зрительными нагрузками.
Предметно-развивающая среда в группах и кабинетах специалистов также отличается коррекционной направленностью:
-на потолке расположены многофункциональные зрительные ориентиры, которые используются для гимнастики глаз, для развития ориентировки в пространстве и т. д.
-свободные стены и даже двери используются для оформления на них офтальмотренажеров: различных лабиринтов, схем для рассматривания, упражнений в развитии глазо-двигательных мышц
-отдельным блоком выделено место для сенсорного материала (различная мозаика, бусы, шнуровки, вкладыши и т. д., которым дети занимаются в течение дня и после проведения лечебных процедур в кабинете коррекции зрения.
Любое занятие начинается с правильного размещения:
- дети с низкой остротой зрения занимают первые места
- при сходящемся косоглазии ребенка следует посадить в центре
- при разной остроте зрения, а также при окклюзии ребенка сажают лучше видящим глазом ближе к центру, к воспитателю, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям
- для выполнения зрительной работы вблизи, плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной, в зависимости от вида косоглазия (при расходящемся косоглазии - горизонтальная, при сходящемся - вертикальная). При близорукости, глаукоме - вертикальная, при дальнозоркости - горизонтальная
- для зрительной работы отдельных детей должна постоянно использоваться подставка для книг, конторка, фланелеграф, мольберт (сходящееся косоглазие)
- обязательной частью любого занятия является проведение физминутки в середине и
гимнастики для глаз через каждые 10-15 минут зрительного напряжения.
- на любых занятиях максимально используются сохранные анализаторы.
Особые требования предъявляются к наглядному материалу:
- наглядность должна быть более крупной для фронтальных демонстраций (изображение предмета не менее 20 см) и строго дифференцированной для индивидуальной работы (в зависимости от остроты зрения и диагноза);
- рекомендуется широко применять объемные и реальные предметы;
- у детей со зрительными нарушениями темп занятий должен быть снижен: таким детям требуется больше времени для рассматривания и осмысления изображения;
- при демонстрации цветных изображений следует использовать яркие, насыщенные, контрастные, натуральные цвета. Зрительное восприятие ребенка нарушено из-за отсутствия эталона предъявляемого объекта, отсутствия «прошлого опыта»;
У слабовидящих детей страдает цветоразличение
- дети плохо воспринимают предметы белого цвета;
- цвета, наиболее благоприятные для сетчатки глаза: оранжевый, синий, зеленый, коричневый;
- красный цвет следует использовать в меру, т. к. он вызывает напряжение и раздражение глазных мышц:
- при работе с сюжетными изображениями для отдельных детей (с низкой остротой зрения) следует исключить несущественные детали, которые не оказывают влияния на содержание и смысл сюжета;
- при использовании дидактического материала следует учитывать не только размер и цвет, но и контрастность фона, четкость контура;
- для детей с высокой амблиопией нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, с нечетким контуром.