Юлия Синчинова
Родительское собрание «Этот сложный возраст»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями актуальным для них вопросов взаимоотношений с трех летним ребенком.
Задачи: помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении; сформировать представления о кризисе трех лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуациях, возникающих в ходе общения с ребенком и обусловленных его возрастными особенностями; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Публикация «Родительское собрание „Этот сложный возраст“» размещена в разделах
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнует поведение наших детей и трудности, с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
Третий год жизни ребенка. Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста - еще один трудный период в совместной жизни ребенка и взрослого. Ребенку зачастую свойственны негативизм, капризы и упрямство. Это связанно с тем, что к концу раннего детства ребенок намного самостоятельнее, меньше зависит от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права.
Следует обратить внимание на следующие моменты.
• Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
• Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
• Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребенок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
• Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
• Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
• Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.
• Терпение не означает вседозволенность, а поддержка - беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
• Следует помнить правила использования слова "нельзя" : запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованны между всеми членами семьи; запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей.
• Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды.
• Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно "отыгрываются" в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни - Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно эмоциональнее в этих играх. Играя с ребенком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем. чтобы "буйство" не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том, что с вами тоже случились похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак доверия и поддержки. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.
Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается, может обслужить многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением - может сам решить, чего он хочет, что и как ему делать, что хорошо и плохо. Он постоянно и интенсивно учится - но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет - придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Период "упрямого" кризиса - серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать,что это время - залог ваших будущих отношений с ребенком.
В заключении нашей встречи хочется вас познакомить с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: "Переверни и читай". Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: "Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?"
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности - в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.