Марина Кокина
Конспект занятия «Русский самовар»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Познакомить детей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;
Вызвать у детей интерес к традициям русского народа, познакомить с обрядом чаепития.
Обобщить знания детей о народных традициях.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.
Развивать умение видеть красоту изделия, формировать эстетический вкус.
Активизировать словарь: самовар, роспись.
Публикация «Конспект занятия „Русский самовар“» размещена в разделах
Ход занятия:
Хозяйка в русском народном костюме встречает детей.
-Ребята обратите внимание на красивый предмет, который стоит на столе. Кто знает, как называется этот предмет? (самовар).
-Да правильно! Молодцы!
-В старые добрые времена был на Руси такой обычай: осенью, когда заканчивали крестьяне всю работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать. А какие же посиделки без чайку горячего, бодрящего! Чаепитие на Руси было доброй традицией, и пил чай наш народ из самовара. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. А, что же такое – самовар? Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды. Считается, что родина самовара – город Тула. Поэтому самовар называют тульским. Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краники, ручки делали в виде рыб, львов, петухов и других животных. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Вся семья собиралась за столом, на который водружался самовар, и по русской традиции пили чай с вареньем, пирогами, блинами…
-Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он состоит, какие украшения вы увидели.
1. Сам самовар стоит на ножках.
2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.
3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.
4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.
-Молодцы!
-Молодцы!
Давайте рассмотрим самовар. (дети рассматривают самовар) Посмотрите, какой он? (Ответы детей)
-Он большой, блестящий, красивый. У него есть крышка, носик. Крышка открывается, и в него можно налить воду (наливаю воду в самовар).
— Женя, что есть у самовара? (крышка) – Правильно!
А носик не простой, с краником, мы повернем ручку и польется горячая вода, которую можно пить (показываю, наливаю в стакан воду). Диана, что это (кранчик). Правильно!
Физкультминутки: Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают ноги,
Больше греться не хочу (поворот из стороны в сторону,
Крышечка запрыгает, будто кто – то двигает (дети прыгают на месте,
Вот уже кипит вода, значит, чай пить пора.
- А вы знаете ребята что про самовар есть пословицы и поговорки?
Сейчас я вам прочитаю, а вы послушайте.
Самовар кипи, уходить не велит.
Чай пьёшь – до ста лет проживёшь.
Мы за чаем не скучаем.
Самовар кипит – уходить не велит.
- Понравились вам пословицы и поговорки?
-Давайте мы с вами замесим тесто и испечём бублики к чаю!
-Подходите ко мне!
«Мы спросили нашу печь»
Мы спросили нашу печь, что сегодня нам испечь?
Печку мы спросили, тесто замесили,
Тесто скалкой раскатали, раскатали не устали.
Ну-ка печка, дай для бубликов местечко.
-Вот какие у нас ребята молодцы!
(дети лепят бублики из солёного теста)
-Давайте созывать гостей, на чаепитие.
-Сверху пар, снизу жар
-Шипит наш русский самовар.