Ольга Кузьмина
Занятие «Чудо-самовар»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудо-самовар
Цель: Познакомить детей с предметами старинного русского быта.
Задачи:
Образовательные:
1) Раскрыть значение самоварной традиции для русского народа;
2) Рассказать об истории возникновения самовара;
3) Рассказать о достоинствах и уникальности тульских самоваров.
Развивающие:
1) Обогатить словарь детей народными загадками, пословицами и поговорками;
Темочки:
2) Развивать эмоциональную отзывчивость, мелкую моторику;
3) Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1) Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: демонстрационный материал (картинки с изображением самовара, заготовки из картона, пластилин.
Занятие началось с беседы. В городе Туле есть удивительный музей, в котором хранятся самовары - Музей самоваров. 200 лет назад в Туле начали делать первые самовары - из меди. Внутри такого самовара находилась труба, в которую засыпали сосновые шишки или сухие чурки. Поджигали их лучиной - тонкой щепой из смолистой сосновой или еловой древесины, а потом раздували огонь сапогом.
Самовар - это не просто сосуд, в котором кипятят воду, это традиция русского народа! Самовар вошел в каждый дом. Он стал символом добра и домашнего уюта. Его покупали на всю жизнь, берегли, ухаживали, и передавали от родителей к детям.
Самовар пыхтит, искрится
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своей добротой.
Для семейного чаепития самовар помещали в центр стола. Пока он закипал, на белую скатерть выставлялись все чайные принадлежности и домашняя выпечка, а так же варенья, сахарница, реже конфеты и шоколад. На чаепитие собиралась вся большая семья, они беседовали, старики рассказывали были и небылицы. Самовары стояли очень дорого. Их покупали богатые люди или горожане. Крестьянам же приходилось очень долго копить деньги на покупку.
Пословицы:
Самовар кипит - уходить не велит.
Печка матушка, а самовар - батюшка.
После беседы мы с детишками перешли к украшению своих самоваров. Поэтапно, все вместе мы украшали заготовки используя пластилин.