Марина Роводзянова
Конспект занятия «Русский самовар и чаепитие на Руси» с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для приобщения детей к русской народной культуре: ознакомить с традицией чаепития на Руси.
Образовательные задачи: расширить общий кругозор ребенка; ознакомить детей с историей появления самовара и традицией чаепития.
Развивающие задачи: развивать у ребенка творческие способности, фантазию, эстетический вкус.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к истории своего народа; учить их чтить и уважать традиции своего народа; воспитывать любовь к Родине.
Публикация «Конспект занятия „Русский самовар и чаепитие на Руси“ с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Ход занятия
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Ребята, в нашем коробе спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться.
Дети: - Это самовар.
Воспитатель:
-Да. Это самовар. Давайте посмотрим
(дети рассматривают самовар)
Воспитатель:
-Это русский самовар. Самовар — это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.
Вопросы к детям:
1. Какой формы делали самовары?
2. Из какого материала? (ответы детей)
Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ карточек с самоварами из этих материалов).
Самовары искусно украшались. Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).
Самовары искусно украшались. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.
Воспитатель:
- А теперь, мои дорогие, нам пора немного поиграть.
Я познакомлю вас с русской народной игрой "Достань платочек".
Эта игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно, только подпрыгнув. Платок поднимали высоко. Побеждал тот, кто выше подпрыгнет и достанет платок
(после игры дети садятся на стулья).
Воспитатель:
-Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче. Дело в том, что чаепитие из самовара - это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Речевая игра «Подскажи словечко»
Я хотел устроить бал,
Я гостей к себе.
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый.
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости.
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек.
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту.
Когда же гости подошли,
То даже крошек не.
Воспитатель:
-Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Подвижная пауза «Дождик»
Раз, два, три, четыре, пять - прыжки на обеих ногах на каждый счет,
Вышел дождик погулять. Маршируют.
Шел неспешно по привычке. Разводят руками,
А куда ему спешить? пожимают плечами.
Вдруг читает на табличке: ведут пальчиком правой руки слева направо,
«По газону не ходить!» движение головы слева направо.
Дождь вздохнул тихонько: Глубокий вдох и произнесение междометия
«Ох!» - на выдохе.
И ушел. Газон засох. Маршируют.
Воспитатель:
Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный,
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.
Воспитатель:
-А теперь не пора ли нам, ребята, попить чайку?
-А после чаепития вы по желанию сможете раскрасить самовар и мы устроим выставку.
Воспитатель:
-С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
Проводится выставка самоваров. Обсуждаются формы, варианты узоров, украшений самоваров.