Папки-передвижки

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста (1 фото)

Любовь Бакланова
Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста

Конспект занятия по теме: «Русский народный праздник - встреча весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста.

История праздника «Сороки» и изготовление жаворонка будет интересно для учителей начальных классов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, творческих людей.

Цель: узнать историю праздника и изготовить жаворонка из бумажных салфеток.

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект занятия „Русский народный праздник встречи весны „Сороки“ для детей младшего школьного возраста» размещена в разделах

- познакомить детей с историей и традициями праздника «Сороки»;

- развить навыки работы с бумажными салфетками;

- учить моделировать жаворонка из салфетки;

- учить креплению с помощью нитки;

- учить работать по образцу, внося элементы творчества.

Развивающие:

- развитие мелкой моторики пальцев рук, пространственного воображения,

глазомера, абстрактного мышления, развитие способности следовать

устным инструкциям;

- развитие творческого интереса к работе, логического мышления;

- развитие фантазии.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народной культуре

- воспитание терпения, усидчивости, трудолюбия;

- воспитание аккуратности, эстетических чувств.

Управленческие:

- организация учебно-развивающей деятельности обучающихся;

- создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Предполагаемый результат занятия

После окончания занятия обучающиеся будут:

ЗНАТЬ:

историю праздника «Сороки»;

технологию изготовления жаворонка из салфетки;

правила работы с инструментами и материалами.

УМЕТЬ:

изготавливать жаворонка из салфетки;

работать с инструментами и материалами.

Методы обучения:

словесный метод (рассказ, объяснение, беседа);

наглядный метод (показ образца);

практический метод (выполнение работы).

Материально-техническое обеспечение учебного занятия:

бумажные салфетки;

нитки;

вата;

ножницы;

фломастеры;

образцы изделия;

Подготовительный этап: заучивание закличек.

Форма организации учебного занятия: групповое практико-ориентированное.

Ход занятия:

1. Организационная часть.

Педагог:

Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами, что вы все здоровы и у всех прекрасное настроение.

Давайте проверим, все ли готово к занятию.

Молодцы! Все готовы, приступим к работе.

Теоретическая часть.

Педагог:

- Ребята, сегодня занятия я начну с загадки, послушайте:

Светает рано по утрам.

Проталины и тут, и там.

Ручей шумит, как водопад.

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят по крышам капели,

Медведь с еловой встал постели,

Всех солнышко тепло ласкает.

Кто это время года знает?

Дети: это весна.

Педагог: - Правильно, наступила весна! А по каким признакам вы почувствовали приближение весны? - (появились проталинки, сосульки, день длинный, а ночь короткая, солнце ярко светит, снег стал рыхлый, чёрный, птицы прилетают).

Педагог: - Молодцы, ребята. На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Первый раз на Масленицу. Второй раз Весну звали-закликали 22 марта, именно в этот день, в православной России отмечается праздник «Сороки» или день весеннего равноденствия. Праздник «Сороки» отмечается не в честь белобоких врановых, а в честь сорока мучеников севастийских. Происходило это в 313 году в армянском городе Севастий. Один из тамошних военноначальников Агрикалий перед одним их походов решил принести жертвоприношение языческим Богам. Но воины, которые были христианами, отказались участвовать в этих действиях. За это, разгневанный начальник посадил всех сорок воинов в тюрьму, а потом решил их испытать и помучить. В сильный мороз их раздели и вывели на лед озера, чтобы сломить волю страдальцев и заставить их отречься от Христа. Один из воинов поколебался духом и выбежал на берег, но тут же упал замертво. В это время лед в озере растаял, и над головами мучеников появились светлые венцы. Тогда один из стражников уверовал в Христа и присоединившись к воинам-христианам, вместе с ними на следующий день принял жестокую казнь.

Церковь канонизировала мучеников т. е, причислила к лику святых.

Есть поверье, что в этот день из теплых стран прилетают сорок различных птиц. Первыми из теплых стран возвращаются жаворонки, которые несут на крыльях весну.

— Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку - жаворонка. Как божью птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Жаворонка называли певцом Божьей Матери. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю, Христа прославляю».

Накануне праздника в каждом доме хозяйки пекли из пресного ржаного теста фигурки жаворонков.

В жаворонков со сложенными крылышками, прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались. Знаковым, важным считался первый съеденный жаворонок. Конечно, хозяйки по-своему хитрили и «несчастливых» птиц отдавали детишкам со строгим наказом – не есть, а оставить на шесте в поле, или задвигали их поглубже под «благополучных» птиц.

Утром «жаворонков» раздавали детям. Дети насаживали печеных, «жаворонков» на длинные палки, выбегали с ними на пригорки и, сбившись в кучу, что есть силы, кричали, закликая жаворонков и весну.

Накричавшись и наигравшись с «жаворонками», дети прикрепляли их к веткам деревьев, засовывали под крыши домов, под застрехи в сараях. Оставшееся печенье съедали, а головки птичек приносили домой. Существовала примета – чем больше головка у «жаворонка», тем крупнее, «головастее» будет лён. Или такая, например: чем выше подбросишь «жаворонка», тем выше вырастет лён.

Физкультминутка.

«Летели птички – ростом невелички»:

Летели птички – ростом невелички (Дети машут руками, как крыльями)

Как они летели – все люди глядели (Подставляют ладошку к глазам и поворачиваются).

Как они садились – все люди дивились (Приседают, встают, пожимают плечами).

Как они вставали – крепко целовали (Встают, посылают воздушные поцелуи).

Практическая часть.

Кроме печеных птичек, делали еще птички – закрутки, которыми украшали свои дома, ветви деревьев. Обычно эти куклы - закрутки делали дети.

Ребята, давайте, и мы сделаем своих жаворонков. Да пойдем закликать весну.

Инструктаж по технике безопасности.

Перед началом работы давайте вспомним, правила работы с ножницами.

Ими нельзя играть. Надо передавать ножницы кольцами вперед.

Нельзя их класть на край парты. Нельзя оставлять их в раскрытом виде.

Нельзя ходить с ними по классу.

Пальчиковая гимнастика.

А чтобы жаворонки получились красивыми, давайте разбудим наши пальчики:

Пой-ка, подпевай-ка, Прилетела стайка (Дети хлопают в ладоши)

Эта птичка – соловей, (Поочерёдно соединяют пальчики как бы здороваясь).

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – скворушка, Пестренькое перышко.

Ну, а эта – коршун злой

Птички, птички, — все домой.

Сегодня я предлагаю вам сделать жаворонков из бумажных салфеток. Для работы нам необходимо:

бумажные салфетки;

нитки;

вата;

ножницы;

фломастеры;

Технологическая карта.

Технология изготовления.

1. Салфетку складываем по диагонали.

2. К середине сгибаем левый и правый угол

3. Еще раз загибаем к середине левый и правый угол

4. Складываем фигуру пополам.

5. К верхнему уголку привязываем ниточку и наматываем нить, формируя клюв.

6. Клюв готов.

7. Расправляем салфетку. Приподнимаем уголок, в середину кладем шарик из ваты или ветоши.

8. Формируем голову и завязываем ниткой. Не отрывая нитки формируем шею.

9. Расправляем салфетку и формируем крылья и хвост, ниткой перевязываем хвост.

Спинку и грудку перевязываем ниткой крест на крест.

10. Жаворонок готов.

Педагог: Посмотрите, какие замечательные работы у нас получились.

Давайте жаворонков привлекать да весну закликать!

Дети встают, машут птичками и говорят:

Жаворонки, прилетите!

Студену зиму прогоните!

Теплу весну принесите!

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела!

***

Жаворонки - жавороночки!

Перепелки-перепелочки!

Прилетите к нам,

принесите нам

весну теплую,

лето плодородное

Весну с дождем,

лето с травами.

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

***

Весна, Весна красная!

Приди, Весна, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высокиим,

С корнем глубокиим,

С хлебами обильными

Итог урока. Рефлексия.

Давайте вспомним:

Какой праздник празднуют 22 марта? (Сороки).

Какая птица одной из первых помогала природе пробуждаться от сна? (жаворонок).

Что хозяйки пекли на праздник Сороки? (жаворонков).

Что делали дети в праздник Сороки? (Дети закликали жаворонков и весну)

Педагог: Молодцы. Ребята, я думаю, вы дома обязательно расскажете своим родным и близким о старинном русском празднике – встреча весны или Сороки.

А теперь, ребята, возьмите своих птичек и если:

- вам всё понравилось, у вас все получилось, было весело и интересно, то посадите вашего жаворонка к солнышку,

- если вы немного устали и у вас что-то не получилось, то посадите жаворонка на белое облачко

- а если вам было сегодня грустно и неинтересно, то посадите жаворонка около тучки.

Как здорово все ваши жаворонки сидят у солнышка.

Наше занятие к концу подходит. Все работали очень хорошо. Молодцы!

Всем спасибо. До свидания!

Уборка рабочих мест.

Интернет источники и литература.

«Егорушка», детский православный календарь, 2011 г.

http://www.rukukla.ru/article/coloma/prazdnik_coroki_i_i_kukly_dla_etogo_prazdnika.htm

http://kladraz.ru/blogs/ionova-natalja-viktorovna/raskaz-o-vesenem-prazdnike-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-zhavoronki-istorija-i-obychai.html

Публикации по теме:

«Крещенский вечерок». Сценарий праздника для детей младшего школьного возраста «Крещенский вечерок"СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Составила: Царенко В. Ю. (музыкальный.

Конспект занятия в подготовительной группе «Русский народный костюм» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ» ВОСПИТАТЕЛЬ: БЕЛАНОВА Л. С. – высшая квалификационная.

Дидактическая игра «Здоровейка» для детей младшего школьного возрастаДидактическая игра «Здоровейка» для детей младшего школьного возраста Гарусина Екатерина. Дидактическая игра "Здоровейка" для детей младшего школьного возраста. В этом в течение всего октября у на с в группе.

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Тема занятия: «Мир эмоций» Цель: стабилизация эмоционального состояния детей, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

Конспект занятия для старших дошкольников «Русский народный костюм» Программное содержание: Рассказать детям о разнообразии народного костюма и познакомить с женским праздничным костюмом. Пополнить словарный.

Масленица. Русский народный праздник. Материал для средней группыМасленица. Русский народный праздник. Материал для средней группы Масленица. Русский народный праздник В этом году Масленицу будут праздновать с 20 по 26 февраля. Масленица - это озорное и веселое прощание.

Народный праздник «Сороки». Лепка игрушки-свистульки ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛЕПКЕ. ТЕМА: Народный праздник «Сороки». Лепка птички-свистульки. ЗАДАЧИ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Познакомить с традициями.

Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.

Речевая карта для детей младшего школьного возраста .

Тематическая неделя Русский народный праздник «Масленица» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 108 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста
Опубликовано: 20 марта 2017 в 14:27
+195Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русский народный праздник встречи весны «Сороки» для детей младшего школьного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Бакланова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 131.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД