Валентина Бурнашова
Музыкальное занятие с использованием ИКТ «Сверху пар, снизу пар — шипит наш русский самовар» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционной культуре русского народа.
Дидактические задачи:
Образовательные: закреплять знания детей об истории возникновения самовара, познакомить с разновидностями самоваров; расширять лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие», «сувенир», «гостеприимство»; формировать певческие и танцевальные навыки в ансамбле.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Самовар
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, эстетический вкус; развивать творческие способности, чувство ритма; побуждать передавать характер музыки в движении, пении.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к Родине; желание быть гостеприимным.
Оборудование: оформленный мини-музей русской избы, сундук, по 2 ложки на каждого ребенка, самовар, вырезанные цветы (ромашка, колокольчик, василек, маска-ободок Мухи-Цокотухи, проектор, ноутбук.
Ход занятия
Дети заходят под русскую народную мелодию в зал и встают в круг
М. р. Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Забываем мы о ней,
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
«Приветствие» сл. и муз. Евдотьевой
(Звонит телефон)
М. р. Здравствуйте, да это детский сад, конечно, придем, с удовольствием.
(отключили телефон)
М. р. Ребята, вы знаете, нас Муха-Цокотуха пригласила в гости на чашечку чая. Пойдем к мухе?
Динамическое упражнение на развитие внимания и ориентировки в пространстве «Полянка»
М. р. Где обитают насекомые? Вот и наш зал превратился в полянку. Обратите внимание на цветы, лежащие на ковре.
А двигаться по залу мы можем по-разному. Слушайте внимательно музыку. Она вам подскажет.
Дети под музыку Н. А. Римского – Корсакова «Полет шмеля» дети врассыпную бегают по залу, слегка помахивая руками – «крыльями», изображая «полет». На определенные слова текста должны «подлететь» к нужному цветку.
Летели мы, летели,
На ромашку прилетели.
На ромашке посидели,
Дальше полетели.
Летели мы, летели,
На колокольчик прилетели.
На колокольчике посидели,
Дальше полетели.
Летели мы, летели,
На василек прилетели.
На васильке посидели,
К мухе в гости прилетели.
М. р. надевает шапочку Мухи-Цокотухи.
Муха-Цокотуха. Здравствуйте гости дорогие.
Я сегодня вас ждала, все в избе убрала,
С утра печку растопила, в горшке кашу наварила.
Проходите, не стесняйтесь, по удобней располагайтесь.
Вот вы и в старинной русской избе.
Горница у меня небольшая, да красивая какая!
Теплый дух идет от печки, а в углу сундук стоит,
Много он добра хранит.
Сундучок мой не простой, он волшебный, расписной.
Нет в нем серебра и злата, а загадок целая палата.
Вот вам 1 загадка:
Деревянная подружка, без нее мы как без рук,
На досуге – веселушка и накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот и обжечься не дает (ложка)
Муха-Цокотуха достает ложку из сундука.
Муха-Цокотуха. Не зря ложку называют «веселушкой» - когда народ отдыхал, на ложках играли, как на музыкальных инструментах.
В сундучке еще отгадка, слушайте мою загадку:
Выпускает жаркий пар древний чайник (самовар)
Вот какой красивый самовар! А у кого из вас дома есть самовар?
Дети отвечают
СЛАЙД 1
Давным - давно, когда не было еще на свете ваших бабушек. Появился на Руси самовар. Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество.
СЛАЙД 2
Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.
СЛАЙД 3
Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики.
СЛАЙД 4
Но «самоварной столицей» стала Тула (столица - это главный город).
СЛАЙД 5
Каких только самоваров они не делали! Экспонаты представлены в музее «Тульские самовары»
СЛАЙД 6
Форма была самая разнообразная «банки», «рюмки», «шарики»
СЛАЙД 7
Чем необычнее форма, тем дороже самовар
СЛАЙД 8
Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последнее время самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).
СЛАЙД 9
Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.
Ах, самовар, ах самовар!
Такое чудо, божий дар
В России это понимают…
Ах, самовар, ах, самовар!
И млад и стар, и млад и стар!
Пьют чай и горюшка не знают.
СЛАЙД 10
О самоваре сочиняли песни. Самая известная «У самовара я и моя Маша» была исполнена в 1934 году Леонидом Утесовым.
[
b]Слушание
«У самовара я и моя Маша» в исполнении Л. Утёсова[/b]
Муха-Цокотуха. Мы с вами тоже знаем песню про самовар, но для начала мы распоемся.
СЛАЙД 11
Ритмическая игра (закрепить понятия длинные звуки ТА-ТА, короткие звуки ТИ -ТИ)
!проговорить
!прохлопать
СЛАЙД 12
!проговорить
!прохлопать
!простучать на ложках
!придумать свой ритм
Муха-Цокотуха
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится –
Пригласит чайку напиться.
СЛАЙД 13
Исполнение песни «Наш красавец самовар» М. Пляцковского
Муха-Цокотуха. Стоит на столе, прямо на белой скатерти, "генерал". Большой, пузатый, в медную броню одет, медали на солнце блестят. Разные ручки в бока упираются, кружевная шапочка на голове, стоит важный, отдувается, подпрыгивает, войско свое оглядывает: блюдца да чашки, да ложки чайные. Самовар-самоварец-самоварчик.
А сейчас мы в пары встанем
Каблучком об пол ударим
И пойдет веселый пляс
Ах как весело у нас.
СЛАЙД 14
Танец «Веселый самовар»
Муха-Цокотуха. Чаепитие из самовара – это не просто трапеза, а особый ритуал, объединяющий людей за неспешным разговором. Но на Руси люди не только работали, но и любили веселиться.
Хороводная игра «Самовар»
(Из детей выбираем ведущего- Самовара, остальные берутся за руки и идут по кругу)
Самовар, самовар!
Старый медный самовар – самовар
Может, стал ты слишком стар? – слишком стар
Все стоишь да пыхтишь – не закипишь!
Самовар (ребенок) что вы, что вы, как не стыдно
Даже слышать мне обидно!
Как сейчас разозлюсь, как сейчас рас-ки-пя-чусь!
Самовар догоняет детей.
Муха-Цокотуха.
Запомните, ребята.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.
СЛАЙД 15
Спасибо что пришли ко мне в гости. Вам понравилось?
М. р. С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?
- Где производят самые известные самовары?
- Как можно в современной жизни использовать самовар?
М. р. Сверху пар, снизу пар –
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запив