Виктория Волгина
Конспект занятия «Русская береза в литературе, музыке и живописи»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия "Русская береза в литературе, музыке и живописи»
Цель: Развивать художественное-эстетическое восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние природы и эмоционально откликаться на него.
Задачи:
Образовательные:
• Продолжать знакомить детей с пейзажной живописью.
• Закрепить знания о характерных признаках времён года на основе рассматривания репродукций картин художников-пейзажистов, музыкальных произведений и художественного слова.
Публикация «Конспект занятия „Русская береза в литературе, музыке и живописи“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
• Расширять представления детей о русской берёзе, о ее красоте и полезных свойствах.
• Формировать интерес детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин
Развивающие:
• Развивать речь, логическое мышление, самостоятельную активность.
• Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи.
• Развивать творческое воображение, представляя художественный образ, который заключается в музыкальном произведении.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• Способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.
Материал:
Репродукции картин И. Левитана «Октябрь», «Золотая осень», «Березовая роща», П. Мальцева «Зимний день», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Шишкина «Срубленные березы», «Березовый лес», А. И. Куинджи «Березовая роща», музыкальные инструменты (диатонические колокольчики, свистульки, искусственные ветки березы, искусственные ромашки
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций картин в картинной галерее и беседа по ним, дидактическая игра "Времена года", заучивание стихотворений русских поэтов, разучивание песен А. Чугайкиной «Где березоньки шумят», В. Антоновой «Русская береза», игры «Во поле береза стояла», шумового оркестра.
Образовательная область: интеграция образовательных областей (познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие)
Ход занятия
1. Вход в зал «Приветствие»
МР: Добрый день, ребята. Сегодня на занятии я приглашаю вас в мир искусства. Слышали ли вы это слово? Как вы его понимаете? (Ответы детей)
МР: Искусство позволяет нам творить и прикасаться к прекрасному в разных формах. Под искусством мы можем понимать все виды творчества – кино, музыка, театр, литература, живопись и т. д. А где мы можем познакомить с ними поближе? Где можем посмотреть кино? (В кинотеатре) А послушать музыку? (Консерватория, театр) А посмотреть на живопись? (Выставка, музей, галерея)
МР: Сегодня у нас необычное занятие, посвящено оно русской березе. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отразилась душа народа, его история и традиции. Россию называют краем белоствольных берёз.
Береза! Нет дерева милее и роднее для русского человека. Вроде бы ничего особенного – ни ярких цветов, ни особенных размеров, но, тем не менее, это дерево по -особенному родное и теплое. Березку всегда любили и уважали. Её сажали, когда в семье рождалась дочка, и дерево становилось как бы двойником человека и его покровителем – оно оберегало, лечило, согревало, передавало часть своей силы, а при болезни могло и зачахнуть.
Песня «Русская береза» (сл. и муз. В. Антоновой)
Воспитатель: Итак, мы отправляемся в гости к березке. Но пойдем мы не с пустыми руками, а с подарками. И подарки наши будут необычные. Мы порадуем березку своими знаниями, песнями и рассказами. Давайте же вместе отправимся в наше путешествие.
Звучит волшебная музыка.
Первая репродукция- «Октябрь» Исаака Левитана.
Воспитатель: Ребята, давайте обратим внимание на первую картину. Эту картину написал художник Исаак Левитан. Какое время года изображено на картине? (Осень) - Как мы понимаем, что на картине изображена осень? Какие краски использовал художник в этой картине?
Ребенок: Сразу бросается в глаза трава на этой картине, она желтая и пожухлая (сморщенная, потухшая). Серо-голубое мрачное небо будто затянуто облаками. Некоторые деревья уже стоят голые, совсем без листьев – все это создает грустную атмосферу. Природа увядает.
Воспитатель: А вы узнали, что за деревья изображены на картине? (березы) А как называется березовый лес? (Березовая роща). Какое время года следует за осенью? (Зима)
Вторая картина - «Зимний день» Петра Мальцева. Беседа по картине в свободной форме. Воспитатель задет наводящие вопросы.
Воспитатель: Эту картину написал Петр Мальцев. Она называется «Зимний день». Что на картине подсказывает нам, что на дворе зима? (снег и одежда людей, деревья стоят совсем без листьев). А что за дерево стоит на переднем плане слева? (Береза) Как ярко сияет березовый ствол в лучах солнца! В воздухе так и пахнет свежестью.
А вот еще одна зимняя картина художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Для работы над полотном, продолжавшейся в течение двух с лишним недель и законченной «целиком на натуре», в снегу была вырыта траншея глубиной около метра, в которой художник расположился вместе с мольбертом и установленным на нём холстом.
Воспитатель: Русские поэты всегда вдохновлялись красотами Родины, пейзажами. Ими написано много стихотворений и о березе. Вот одно из них, а прочтет нам его Юлианна.
«Берёза» С. Есенин
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
МР: Давайте с вами сейчас немного развлечемся и поиграем в игру.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА»
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети парами, не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стояла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.
В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать парочку детей. Пойманные дети становится «берёзками». Уже четыре «берёзки» берутся за руки, поднимают их. Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей. Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.
Воспитатель: Ну вот, размялись, а теперь продолжим. А знаете ли вы какие-нибудь полезные свойства березы?
Ребенок: В стародавние времена люди её нарекли деревом четырёх дел:
1. первое дело – мир освещать. Самая светлая – берёзовая лучина.
2. второе – чистоту соблюдать. Берёзовый веник в бане чистоту соблюдал.
3. третье дело – крик утишать. Скрип телеги утишался берёзовым дёгтем.
4. четвёртое дело – больных исцелять. От всяких хворостей лечил настой из берёзовых почек.
Ребенок: Из березовых веток плели корзины и изготавливали ложки. Также на березовой коре – бересте – писали в древней Руси. Кроме того – береза очень красивое дерево. Тонкое и стройное, похожее на юную девушку с кудрявыми волосами. Известно, что ни в одной стране нет столько берёз, как у нас.
Третья картина– «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Беседа по картине в свободной форме. Воспитатель задает наводящие вопросы.
Воспитатель: Эту картину написал Алексей Саврасов. Как она называется? («Грачи прилетели») Название картины подсказывает нам какие птицы на ней изображены – грачи. А как вы думаете какое время года на ней изображено и почему?
Ребенок: С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна. На переднем плане – рыхлый, потемневший снег и талая вода, а второй план – березы с гнездами грачей. Именно они намекают нам на весну – ведь грачи одними из первых возвращаются домой.
Воспитатель: В старину берёзе воздавали должные почести. В семик, праздник весны, девушки шли в лес, завивали берёзу венками, «сестрились» - водили вокруг нее хоровод, как бы принимая берёзу в сёстры… Славный обычай!
МР: Ребята, а можно рубить деревья? (Ответы детей) Почему?
Ребенок: Площадь лесов сокращается в результате деятельности человека, что скажется в дальнейшем и на состоянии воздуха, ведь деревья вырабатывают кислород, которым мы дышим. Кроме того, в лесах проживает большое количество птиц и животных, которые в результате вырубки деревьев теряют свой дом.
МР: Обратите внимание на следующую картину. Это работа художника Ивана Ивановича Шишкина «Срубленные березы». Конечно, деревья используются для заготовки дров, но необходимо рубить старые деревья, поваленные деревья. Послушайте стихотворение (читает ребенок):
«Не руби березы» Виктор Боков
Не руби березы белой,
Не губи души лесной,
Не губи и зла не делай,
А особенно весной,
Не губи, не тронь березы,
Обойдись с ней по-людски,
А иначе брызнут слезы,
Сам засохнешь от тоски.
Пусть береза, как невеста,
Бережет свою красу,
Ей не в печке жаркой место,
Место ей всегда в лесу!
МР: О каких слезах говорит поэт? (Если повредить ствол березы, то начинает течь сок — прозрачный, как слезы).
МР: А каким инструментом можно передать, изобразить слезы березки, хрустальные капельки? (Треугольник, колокольчик). Предлагаю вам взять диатонические колокольчики и сыграть красивую мелодию весны.
Игра на диатонических колокольчиках
МР: Какое время года следует за весной? (Лето) Посмотрите, здесь представлены картины Исаака Левитана и Архипа Куинджи с одинаковым названием «Березовая роща». Давайте сравним эти две картины. Как два художника изобразили красоту природы и берез? Что общего на картинах? (цветовая гамма, солнечный день и т. д. ) Чем отличаются? (техника рисования, яркость красок и т. д. )
МР: Давайте дружно споем красивую песню, которая так и называется «Где березоньки шумят».
Песня с ветками березы «Где березоньки шумят» (А. Чугайкиной)
Рефлексия (в картинной галерее)
МР: Вот какая она Россия – край белоствольных берез и бескрайних полей. Я уверена, что вас не оставит равнодушными увиденное и услышанное сегодня на нашем занятии. Любите и берегите свой родной край, чтобы он всегда был прекрасным и цветущим. На этом наше занятие подходит к концу. Давайте пройдем в картинную галерею и еще раз вспомним, с какими художниками и их картинами вы сегодня познакомились? Сейчас подойдите к той картине, которая вам больше всего понравилась.
МР: Давайте вспомним, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж, а художники называются (пейзажисты)
МР: Хотелось обратить ваше внимание на выставку творческих работ детей. Как и всегда вы заранее получили творческое задание, нарисовать березу в любое время года и в любом жанре и стиле. Давайте полюбуемся вашими работами.