Вера Вячеславовна Звонарева
Конспект занятия «Рождество» во 2 классе
▼ Скачать
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ
ВО 2 КЛАССЕ :
«РОЖДЕСТВО».
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
ЗВОНАРЁВА ВЕРА ВЯЧЕСЛАВОВНА
МБОУ «Средняя школа №5»
г. Кольчугино
Цель урока:
прививать интерес к предмету, к истории, привитие чувства гордости и
любви к родному краю.
Задачи:
• познакомить с новыми понятиями, закрепить изученные понятия;
• учить умению слушать и слышать друг друга;
• работать над развитием речи, умением высказывать свое мнение, развитием творческих способностей;
Ход УРОКА.
1. Оргмомент.
Публикация «Конспект занятия „Рождество“ во 2 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Рождество Христово. 7 января
- Рождество Христово. Конспекты занятий для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Проверти свою готовность.
2. Проверка домашнего задания.
- На прошлом уроке мы говорили об особом состоянии души, об эмоциональном радостном подъеме, вызванным переживаниями какого-либо торжественного события. Это событие имеет свой неповторимый цвет, особую музыку и даже свой незабываемый запах.
О каких событиях я говорю?
/праздник /
- Что запомнили о праздниках с прошлого урока?
Верно, мы познакомились с видами праздников.
В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей нашей страны называются национальными российскими праздниками. К ним относятся День независимости (День России, День победы, День защитников Отечества, день Матери, 8 Марта.
Календарь праздников меняется, как меняется история Отечества. Неизменными остаются традиционные христианские праздники, такие как рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха. Эти праздники сохраняют вековые традиции, обряды и обычаи.
Наконец, в каждой семье празднуются свои семейные, очень личные праздники. Это могут быть дни рождения, свадьба, Новый год, день вежливости, праздник первого урожая и другие дни и события, которые стали особо памятными для всей семьи.
- Дома вы выполняли творческую работу – рисовали праздник. Выйдите те, кто рисовал
• национальный праздник.
• семейный праздник
• христианские праздники
3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
- А сегодня мы узнаем об одном из христианских празднике. Что это за праздник вам подскажут следующие строки.
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи,
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо святят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
Верно – это РОЖДЕСТВО
-Вы знакомы с этим праздником?
- Давайте сыграем в игру «ВЕРИШЬ ЛИ ТЫ?»
-нет, Рождество – зимний праздник.
2. Символ праздника - ёлка.
- да
3. Символ – ряженое чучело.
- нет, чучело символ другого христианского праздника- Масленицы.
4. Дети поют колядки и собирают сладости.
- да
Я надеюсь, что сегодня на уроке каждый из вас найдет для себя что-то новое и интересное.
4. ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА
Хотите ли вы узнать историю создания праздника?
Учебник стр. 35 (учебник «Наш край»)
Егор дома готовил чтение этого отрывка. Слушаем его внимательно, чтобы затем ответить на мои вопросы.
- Что означает слово «Иисус»?
(спаситель человечества)
- Каким образом люди узнали о рождении «спасителя человечества»?
(Когда родился маленький Иисус, на небе загорелась новая звезда, которая и сообщила о рождении «спасителя человечества»)
- Кто такие волхвы?
(восточные мудрецы)
- С какой целью волхвы поспешили увидеть сына Божьего?
(Волхвы хотели поклониться маленькому Иисусу, которого назвали царём неба и земли.)
- У Рождества, как и у любого другого праздника, есть свои атрибуты.
ТРАДИЦИИ
ОБРЯДЫ
ПРИМЕТЫ
СУЕВЕРИЯ
СИМВОЛЫ
- Ваня работал дома со словарем и нашел эти понятия.
ТРАДИЦИИ - установившийся порядок в быту.
ОБРЯДЫ - действия, в которых представлены бытовые
или религиозные традиции.
ПРИМЕТЫ - признаки, предшественники чего-либо.
СУЕВЕРИЯ - вера во что-то сверхъестественное.
СИМВОЛЫ - условные знаки понятий и явлений.
5. ТРАДИЦИИ ПРАЗДНИКА.
- Какие традиции Рождества знаете? / Наряжать елку /
- Почему на Рождество наряжают именно елку, нам расскажет легенда, которую Вика Захарова училась читать.
- Почему на Рождество наряжают именно елку?
Что обязательно должно быть на елке? / Звезда и огни/
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – Наряжаем елку.
- Какие еще традиции Рождества существуют.
- Особая трапеза.
-Целых 40 дней перед Рождеством люди постились. А что такое пост?
Блюда, употребляемые в пост: КУТЬЯ- рисовая каша с медом и изюмом.
ВЗВАР– отвар из фруктов, ягод с
добавлением душистых трав и
листьев (Угощение взваром, приготовленным учителем).
Перед Рождеством – 6 января – называют сочельником, так как в этот день едят сочиво - постную кашу.
Сам стол при этом устилали сеном или соломой, они напоминали те ясли, в которые при рождении был положен Иисус.
- Как только в ночь на 7 января на небе появлялась первая звезда, на стол выставляли обильное угощение: поросята, начиненные кашей, кабаньи головы с хреном, пироги…
6. ОБРЯДЫ ПРАЗДНИКА.
- КОЛЯДКИ.
Заранее придумывали костюмы, мастерили маски. Молодежь колядовала-
веселой толпой ходили по домам, распевали колядки – песни о Рождестве Христове, а в конце желали здоровья и богатства хозяевам дома, взамен получали от них подарки.
- ГАДАНИЯ.
Гадать можно только до 18 января- до крещения. В гадании, в основном, участвовали девушки - гадали на суженого-ряженого. Было несколько способов гадания.
- А вы знаете какие–нибудь способы гадания? (сапог за ворота, гадание с зеркальцем)
- Я покажу один из способов гадания. Для этого нам понадобится блюдечко с водой, зажигаем свечу и сливаем воск в воду. Получили изображение, которое попытаемся разгадать.
7. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.
-Работа в парах
- У вас на столах карточки со словами, вычеркните те слова, которые не имеют отношения к Рождеству.
КОЛЯДКИ
ЧУЧЕЛО
ЗВЕЗДА
КУЛИЧ
ЕЛКА
СОЧИВО
КРАШЕНЫЕ ЯЙЦА
БЛИНЫ
- Отметить * правильный ответ.
• На ёлке зажигают огни. *
• К столу подают сочиво. *
• С «первой звездой»начинается Великий пост.
• В ночь с 6 на 7 января гадали.
• Молодёжь ходили «колядовать». *
• Рождество – День рождения весны.
• Иисус родился в пещере пастухов. *
7. Подведение итогов урока.
- Что для себя нового вы узнали на уроке?
(историю, традиции обряды Рождества.)
- Что больше всего удивило на уроке?
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте
Д/з Творческая работа.
- Скоро Рождество, а значит и колядки. Придумайте свой костюм или
маску для колядок. Можно использовать в своей работе любой материал, а также костюм или маску можно нарисовать.