Людмила Гудима
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок ИЗО. 4 класс.
Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).
Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделка Воспитательные: - Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры; воспитывать художественный вкус; взаимную вежливость и аккуратность.
Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Золотая Хохлома“ в 4 классе» размещена в разделах
- ИЗО в школе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Развивающие: Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.
Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, тарелочки, компьютер, проектор.
Ход урока. 1. Организационный момент. (музыка)
- Послушаем музыкальное произведение, которое называется «Русский сувенир»
- Какие инструменты звучали? (русские народные)
- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это изделие дек. -прик. искусства и худ. промышленности)
- Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, которые могли бы быть сувенирами.
- Давайте вспомним к какому виду по технике исполнения относятся эти
предметы?
(резьба по дереву, русская вышивка, роспись, чеканка, кружева)
2. Новая тема.
а)
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями декоративно прикладного искусства.
- Что обозначают слова декоративное, прикладное искусство?
(декор - украшать, своими руками для своих нужд)
б) – Как мы видим, изделия декоративно-прикладного искусства занимают прочное место в нашем быту. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком. А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.
Учитель: Послушайте легенду. (ученик рассказывает легенду) :
“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой. Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”
- Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? (о хохломских мастерах) - Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске) - Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.
- Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)
(читают стихи дети – 2 столбика)
Хохломская роспись -
Алых ягод россыпь,
Отголоски лета
В зелени травы.
Рощи - перелески,
Шелковые всплески,
Солнечно-медовой
Золотой листвы
У красы точеной
Сарафан парчовый,
По волнам узоров.
Яхонты горят
Что за чародеи
Хохлому одели
В этот несказанный
Праздничный наряд:
Роспись хохломская
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама
И нигде на свете
Нет таких соцветий
Всех чудес чудесней
Наша хохлома
3. История промысла.
- Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.
Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.
2. Натирают серебристым порошком
3. Орнамент наносят масляной краской
4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)
5. Затем ставили в горячую печь. Мастера точно знали сколько жару прибавить, чтобы олифа пожелтела, загорелась тёплым золотистым светом. Готовая чаша казалась отлитой из золота. Нарядные ложки и чашки вносили радость и уют в дом крестьянина.
- В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:
I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.
II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.
- Ребята, повторите какие цвета предпочитают художники? (чёрный, красный, зелёный, жёлтый)
- Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.
- Теперь познакомимся с элементами росписи.
а) - Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.
б) - Ещё один узор – «кудрина» – это крупные, упругие завитки. в) – «Куриная лапка», «Рыжик».
6. Практическая работы. - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами
Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляничка цветом алым
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась
А трава как, бахрома,
Золотая хохлома!
(дети расписывают тарелочки, звучит песня «Хохлома» в исполнении Марии Пахомовой).
7. Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку настенных тарелочек. (дети демонстрируют работы)
• Ребята, понравился вам урок?
• Что нового мы узнали на уроке?
• Что мы повторили?
- Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие, искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.
Да, сегодня был замечательный урок творчества. Успехов всем!