Людмила Рябова
Конспект занятия «Родной край люби и знай!»
▼ Скачать +Заказ
Родной край люби и знай.
Цель: Расширить представление детей о родном крае, формировать интерес к культуре мордовского народа.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять и обобщать представления детей о городе Саранске.
2. Углублять знания детей о лесе, о животном и растительном мире родного края.
3. Закрепить знания мордовских народных сказок о лисе.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Родной край люби и знай!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
1. Продолжать развивать связную речь, активизировать словарь.
2. Развивать умение работать в коллективе и самостоятельно.
3. Продолжать знакомство с мордовскими подвижными играми.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к родному краю, родной природе, родному языку.
Предварительная работа с детьми: беседы, рассматривание альбомов и иллюстраций о животном и растительном мире родного края; целевые прогулки по улицам города, посещение краеведческого музея; разучивание игр; чтение сказки «Вирява».
Словарная работа: Саран – ош, сказительница, достопримечательности.
Оборудование и материал: клубок, аудио запись мордовской народной музыки, магнитофон, костюм Вирявы, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, сундук, карта Мордовии.
Ход деятельности:
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у меня такое хорошее настроение, что я хочу с вами поделиться им.
Упражнение «Ручеёк радости» (дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель передаёт по цепочке свою радость и хорошее настроение)
Воспитатель:
Утром солнышко встает, Я пою и в тишине Отвечаю травам я,
Нас на улицу зовёт. Подпевают птицы мне. Отвечаю ветру я,
Выхожу из дома я: Травы шепчут мне в пути: Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, улица моя! – Ты скорей, дружок, расти! – Здравствуй,
Родина моя! - Ребята, кто из вас знает, как называется наша Родина? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в городе Саранске, а кто знает, как по-мордовски будет называться наш город?
Дети: Саран – ош.
Воспитатель: Правильно, а как наш город получил свое название?
Дети: название Саранск означает – место на болотах и свое название город получил от названия реки Саранки, которое возникло раньше.
Воспитатель: Молодцы, ребята. У меня в руках клубочек, он не простой, а волшебный. Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Сейчас наш клубочек покатиться, мы пойдем по его следам (идем по следам клубочка).
Воспитатель: Ребята, что это?
Дети: Это сундучок.
Воспитатель: Сундучок не простой, а волшебный. Как мы откроем его?
Дети: Давайте скажем вежливые слова, и может быть сундучок и откроется.
Воспитатель: Давайте, попробуем, ребята.
Закрепление «Вежливые слова».
Дети по очереди называют вежливые слова. А как по-мордовски будет
«Здравствуй»? («Шумбрат»)
«Спасибо»? (“ Сюкпря»,
«Пожалуйста» (“ Эняльдян»).
«Воспитатель: Молодцы. Сундучок открылся. В нем лежит…
Дети: Это карта Мордовии.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ее.
— Подумайте и скажите, что означают эти знаки на карте? (Это города Мордовии).
— Покажите на карте г. Саранск.
Игра «Назови город».
— Город железнодорожников? (Рузаевка)
— Самый старинный город? (Темников).
— Самый молодой город? (Ковылкино).
— Что означают синие, волнистые линии? (Это реки).
— Назовите реки Мордовии? (Алатырь, Сура и т. д.).
— Каким цветом обозначены леса на карте? (Зеленым).
— Лесов в Мордовии много. А для чего нам нужен лес?
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком (идем по следам клубочка).
Ребята, посмотрите перед нами волшебный лес (стоит скамейка, дети садятся, звучит тихая мордовская мелодия). Давайте посмотрим, кто же живет в этом лесу (дети называют диких животных).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали всех диких животных.
Сюрпризный момент: раздается крик «Помогите».
Воспитатель: Ребята вы слышите, кто-то кричит?
- Помогите, спасите! Пальцам больно! (воспитатель группы в роли Вирявы)
Давайте поближе подойдем и посмотрим, кто так сильно кричит.
Дети: Это ведь Вирява. Она из мордовской народной сказки. Вот какой волшебный лес. Значит, она живёт здесь. Она нас не тронет?
Вирява: Девочки и мальчики, пожалуйста, помогите мне. Портной Шкамрав прищемил мои пальцы и не приходит больше в лес. Я устала ждать его. Пальцы болят, мне очень холодно. Вы меня не бойтесь, освободите, пожалуйста. Я вам обещаю – никогда никого не буду обижать и трогать.
Дети освобождают Виряву. Она радуется.
Вирява: Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Спасибо, вам ребята
Вирява: Ребята, отгадайте загадки и узнаете, какие деревья растут в моем лесу.
Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Килей). Березка
Зимой и летом
Одним цветом. (Куз). Ель
С моего цветка берёт
Пчелка самый вкусный мёд
Меня все обижают
Шкуру тонкую сдирают.
(Липа).
Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч.
Ни боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего что плод мой мелок.
(Дуб)
Вирява: Расскажите о правилах поведения в лесу.
Вирява: Молодцы, ребята. Охраняйте лес, не разжигайте в лесу костры. А почему, как вы думаете? (Если лес сгорит, то животным и птицам негде будет жить).
Вирява: А сейчас мне бы хотелось поиграть с вами в мордовскую народную игру "Верьгизнэсэ"
(В волков)
Ход игры:На одном конце площадки, присев на корточки, серый волк прячется в кустах или густой траве. На противоположном конце площадки располагаются жнецы в доме.
По сигналу жнецы берут серпы (палочки) и идут жать в поле. Продвигаясь вперед, они наклоняются и взмахивают руками.
Приблизившись к тому месту, где прячется волк, жнецы, убегают домой с криками:- «Вай, верьгизт, верьгизт!» (Вай, волки, волки!»)
Волк ловит жнецов, пойманного уводит в свое укрытие.)
Вирява:- Спасибо, ребята. Молодцы. Доброго пути вам. Примите от меня гостинцы. До свидания!
Воспитатель: А сейчас мы отправимся дальше в путь за клубочком.
Дети дошли до избы. Посередине стоит стол, на нём самовар. Около стола лавка.
На лавке сидит хозяйка. (девочка в мордовском костюме).
Воспитатель: Ребята, мы пришли в гости к мордовской сказительнице. Кто знает, что значит «Сказительница».
(ответы детей).
Сказительница: Отгадайте загадку:
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней,
Пышный хвост - её краса,
Этот зверь лесной (лиса)
Сказительница: Про лису немало сложено сказок. Вспомните названия некоторых мордовских сказок, где персонажем является лиса. («Лиса и медведь», «Кот и лиса», «Лиса и журавль», «Как ворона лисицу обманула» и т. д.)
Сказительница: Где можно встретить изображение лисы в нашей республике? (на гербе, скульптуры в парке, на улицах Саранска.) Считается, что лиса приносит счастье и покой в дом. Молодцы, ребята, до свидания!
Воспитатель: А мы идем дальше за клубочком.
Мы с вами оказались в городе. Ребята, а кто знает, что это за памятник перед нами?
Ребенок: Это Вечный Огонь. Он горит в память о героях войны. Наши земляки-уроженцы Мордовии боролись за родину, погибли, защищая её. Наши улицы названы в их честь. Сооружена стена Памяти героев, где записаны их имена.
Воспитатель: Правильно, молодцы. Ребята, а где вы отдыхаете вместе с родителями во время праздников?
Дети: На площади. В парке имени А. С. Пушкина.
Воспитатель: Это центральная площадь нашего города, называется она Советская площадь. Шумно, весело и ярко проходят здесь веселые праздники, проводы зимы, праздники семьи, встреча Нового года! А про парк имени Пушкина я попрошу вас рассказать мне.
Ответы детей.
Воспитатель: Да, парк - излюбленное место семейного отдыха.
Давайте и мы немного отдохнем.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре-
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре-
Хлопаем руками.
Руки вытянули шире-
Раз, два, три, четыре-
Наклонились - три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку,
Мы все делаем зарядку.
Воспитатель: Ребята, а где мы можем поиграть в футбол летом, а зимой покататься на коньках?
Дети: На стадионе «Старт».
Здравствуй, солнцем озарен,
Наш центральный стадион!
Тренируясь, мы растем,
Мы сильнее с каждым днем!
Воспитатель: В нашей республике большое внимание уделяют спорту. В нашем городе много разных спортивных сооружений. Назовите их.
Дети: Спорткомплекс «Мордовия», Дворец водных видов спорта, Центр олимпийской подготовки и т. д.
Воспитатель: А какие достопримечательности вы еще знаете?
Дети: Музей имени С. Эрьзи, собор имени Ф. Ушакова, театры.
Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами путешествовали, и я хотела бы вам предложить маленькую викторину, чтобы проверить насколько вы хорошо знаете свой родной город.
Воспитатель: Как называют жителей города Саранска?
На какой реке стоит наш город?
Почему наш город так называется?
Как называется центральная площадь города?
В честь кого горит Вечный огонь? (уроженцев Мордовии, погибших в годы Великой Отечественной войны)
Назовите выдающихся спортсменов Мордовии?
Где бы вы хотели побывать в нашем городе?
Вы успешно справились с вопросами, внимательно слушали, старались. Молодцы! Наше небольшое путешествие закончилось. Клубочек привел нас в детский сад. Спасибо за хорошую работу.