Оксана Костина
Проект «Родной свой край люби и знай!»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Проект «Родной свой край люби и знай!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы групп дошкольного образования, Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Покурская общеобразовательная средняя школа», по реализации задач патриотического воспитания, открытия детьми дошкольного возраста истории родного села, Ханты – Мансийского автономного округа, страны в которой мы живем.
Публикация «Проект „Родной свой край люби и знай!“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Данный материал поможет педагогам ДОУ пополнить свой педагогический арсенал знаниями о возможностях и условиях применения проектного метода и системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов.
Оглавление.
Актуальность темы … 4
Основная часть …. ….7
Заключение….… 12
Список литературы…. …. 14
Приложение 1…. 15
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному селу, району, округу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным округом : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного округа, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Село Покур является одним из самых древних населённых пунктов на территории Нижневартовского района. Уже в 1870 году на месте посёлка существовало поселение ханты. Летописи говорят, что в честь ханты, срубившего первую избу, поселение получило название «Фокур» (позднее - Покур).
С 1911 года в селе в собственном здании помещается Министерское одноклассное училище.
В 1913 году в Покуре была возведена крытая железом деревянная церковь с колокольней.
В 1941г. Мужчины села ушли на фронт, но несмотря на это, в колхозе «Авангард» ускоренными темпами развивается животноводство: лошади, свинью, овцы, коровы. Население в Покуре растёт за счёт эвакуированных (и репрессированных) калмыков, татар, финнов, белорусов, украинцев. Только в 1956 году они по особому разрешению возвращались в родные места. Все эти годы работали не покладая рук: мололи зерно на ветряной мельнице, сушили рыбу, укладывали её в ящики и отправляли на фронт.
В 1962 году был открыт детский сад принадлежащий мясо-молочному совхозу Покурский.
Идет время. Все течет, все изменяется. В 2011году школа отпраздновала свое 100-летие, в 2010 году исполнилось 15 лет новому благоустроенному зданию детского сада. Все меньше остается участников Великой Отечественной Войны, очевидцев событий происходящих в селе послевоенные годы.
В связи со всем вышеизложенным одним из приоритетных направлений в работе детского сада в 2011-2012году стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей нашего села, района, округа.
Проведенное среди детей и родителей воспитанников нашего ДОУ анкетирование показывало:
к 5-6 годам у 70% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию села, района, округа;
у 65 % детей отмечается низкий уровень знаний истории села, района, округа;
80 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости и сложной транспорной схемы;
40 % родителей затрудняются в знании истории села, района, округа;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю села, района, округа.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями села, района, округа. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта : «Родной свой край люби и знай!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви и уважения и гордости к родному поселку, округу, Родине. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и
культурном облике родного села;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного округа;
- Развивать бережное отношение к селу, его достопримечательностям,
культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
-Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к округу, стране.
Направления проектной деятельности :
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов.
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды.
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старшей и подготовительной разновозрастной группы, родители воспитанников, педагоги группы.
Сроки реализации: в течение 2011-2012 учебного года.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор исторической литературы;
подбор произведений русского народного творчества;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, альбомы);
подготовка разного вида бросового материала;
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
дидактические игры;
выставки книг, рисунков, поделок;
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты);
Использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук)
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий.
Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего села», «Село будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной» и т. д.
Выставка «Сделаем наше село чище» (совместно с родителями).
Лепка «Животные и птицы нашего края».
Экскурсии в школьный музей, фотоэкскурсии по улицам нашего села.
Изготовление мини – музея «Наша Россия» ( информация была представлена по разделам: «Москва - прошлое и настоящее», «Мое любимое село», «Родословная семей воспитанников», «Из истории детского сада», «Гербы, флаги, гимн», «Творческие работы детей и родителей».
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие «Моё село - моя малая Родина!»
Выставка работ детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки, интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного села, края. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Методы проекта :
Наблюдение;
совместные игры;
анкетирование;
познавательные игровые занятия;
беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект был апробирован в рамках МБОУ «Покурской ОСШ» (группы дошкольного образования) с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; совместной деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, района, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики.
Создание мини-музея «Наша Россия» дало детям знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками.
Итоги реализации проекта :
Рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
анализ результатов усвоения знаний по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой показал: среднее развитие у 73% детей, выше среднего у 20% детей.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение».
2 блок «Детский сад – мой второй дом».
3 блок «Родной свой край люби и знай!
4 блок «Россия – Родина моя».
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, селу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Заключение
Для того чтобы дошкольное учреждение помогло воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нём должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Надолго остаются в памяти ребёнка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.
Знания только тогда оказывают влияние на нравственное развитие ребенка, когда они окрашены чувствами и переживаниями.
В процессе реализации проекта педагоги столкнулись с тем, что многие родители не достаточно владеют знаниями об истории села и округа.
Выпуская газету, к 9 Мая, для которой семьи предоставили фотографии своих родственников участников ВОВ, оказалось, что большинство детей не знают о том, что их прадеды были на войне и имеют большое количество наград и медалей. Именно после создания этой газеты дети с гордостью рассказывали друг другу о том, что их прадедушки прошли всю войну от Москвы до Берлина.
Неизгладимое впечатление на детей оставила и встреча с Екатериной Федоровной Мордовских, единственной участницей блокады Ленинграда проживающей в настоящее время на территории поселения. В конце встречи дети подарили Екатерине Федоровне свои рисунки, открытки и каждому хотелось сфотографироваться с Екатериной Федоровной. Вечером дети наперебой рассказывали родителям, что оказывается, бабушка Катя, которая живет по соседству, пережила страшные, тяжелые времена в период блокады Ленинграда.
Рассматривая фотографии старого села Покур, дети с радостью узнавали знакомые места, только уже с новыми строениями, с большим интересом рассматривали фотографии старого деревянного детского сада и школы, с радостью находили на фотографиях своих родителей, которые тоже когда то, ходили в Покурский детский сад.
Экскурсия в школьный музей, так же явилась большим открытием, тяжелые утюги, работающие от углей, прядильный станок, старинный самовар, кости мамонта найденные на территории Покура, медали у частников ВОВ, которые можно было потрогать руками, и многое другое позволили с детям прикоснуться к истории села на эмоционально-чувственном опыте.
Проделанная работа позволяет сделать выводы, что, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и возрастными особенностями детей. Особое значение приобретает совместная деятельность педагогов и родителей в сложном деле воспитания патриотов. Только совместными усилиями детского сада и семьи можно воспитать действенную любовь к близким людям, к малой Родине, к России. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это в своей работе мы передаём детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.
Чем мы можем гордиться, так это своей историей. Нам хочется пробудить в детях чувство гордости за наш село, наш край, нашу Родину русских людей, давших миру великих полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма.
Нашим детям есть чем гордиться!
Литература
Е. С. Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
И. В. Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
Л. Н. Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
Т. И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
М. Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
И. В. Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
З. А. Ершова, Н. А. Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
Н. В. Алёшина Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группа. – М. : Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2003. – 246 с.
Мини – музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М. : Линка – Пресс, 2008. 256 с., илл.
Приложение 1.
Содержание проектной деятельности
Время проведения Тема Цели Форма проведения
Сентябрь «Знаешь ли ты своё село, район, округ?» Определение уровня знаний детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию. Беседа, анкетирование
«Экскурсия в школьный музей» Развивать интерес к родному селу через посещения музея в школе, уважение к истории возникновения села;
пробуждать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей (педагогу).
Экскурсия
«Что мы видели в музее?» Учить детей передавать чувства и ощущения в рисунке. Изобразительная деятельность
Октябрь «История моего села» Познакомить детей с историей возникновения с. Покур, его основными строениями. Воспитывать интерес к истории села. Организация непосредственно образовательной деятельности.
«Центральная улица села Покур» Сравнить улицу первоначальную (увиденную на фото) и современную. Дидактическая игра
«Улицы родного села» Учить передавать красоту родного села Изобразительная деятельность.
«Угадай, где я нахожусь?» Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Дидактическая игра
Ноябрь «Страна моя Родная» Закрепить знания о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой. Воспитывать чувство гордости за свою страну. Занятие
«Москва – столица России» Рассказать о том, что Москва главный город, столица нашей Родины. Познакомить с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, площадями и улицами. Воспитывать интерес к изучению истории Москвы, ее архитектуры. Занятие
«Наша Россия» Знакомить детей с историей нашей страны, округа, района, села. Оформление мини-музея.
«Государственные символы России» Познакомить с гимном России. Закрепить знания: о Москве – столице нашей Родины; о гербе и флаге. Занятие
Декабрь «Кому что нужно для работы», «Угадай профессию» Учить детей отличать профессии города от профессий села. Дидактические игры
«Все профессии важны»… Расширять представления о профессиях, воспитывать уважение к людям труда. Сюжетно-ролевые игры
Участие в Акции «Душевное богатство» Подготовка концертного номера, лотов для продажи на аукционе.
«Делу – время, потехе – час» Закреплять знание русского фольклора. Конкурс пословиц и поговорок
«Что лишнее?» Закрепить знания детей об особенностях быта в прошлом. Дидактическая игра
Январь «Экскурсия в зимний лес»
Углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире нашего леса. Экскурсия
«Поможем птицам зимой» Воспитание эмоционально-положительного отношения к природе. Подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки и скворечники. Акция. Изготовление и развешивание кормушек для птиц (совместно с родителями)
«Птицы нашего леса» Формирование знаний о птицах нашего края, поиск необходимой информации совместно с родителями. Изготовление альбома
«Знай и люби родную природу» Вызвать желание больше узнать об особенностях природы нашего округа, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль. Занятие
Февраль «Веселые старты» Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья Спортивные соревнования
«Родная страна» Рассказ о русских традициях – проводы в Армию.
Сбор посылки, рисунков для Лысункина Максима (бывшего воспитанника детского сада) проходящего службу в рядах вооруженных сил.
«Наши защитники» Расширить представление о Российской армии. Закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск. Рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том, как люди чтят их память Занятие
«Солдат на посту» Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия. Воспитывать интерес и уважение к Российской армии. Изобразительная деятельность
Март «Мама лучшая на свете» Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы о женщинах. Занятие. Изготовление подарков для мам.
«Моя родословная» Расширять представления о семье (у семьи есть своя история). Закрепить знание имен и отчеств родителей. Учить называть имена и отчества дедушек и бабушек. Воспитывать интерес к своей родословной. Формировать представление о семейных традициях, родственных отношениях. Занятие. Составление генеалогического древа семьи (совместно с родителями)
«Культура и традиции русского народа» Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно – прикладное искусство) Занятие
«Что лишнее?» Закрепить знания детей о природе и животном мире России, особенностях труда, национального костюма. Дидактическая игра
Апрель Сделаем наше село чище Воспитывать любовь к родному селу, приучать следить за чистотой, развивать творчество. Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями
«Ханты – Мансийскому автономному округу 85- лет» Познакомить родителей с историей образования края и его достижениями. Оформление стенда для родителей
«Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства» Формировать у детей представления о культурных и духовных традициях людей, издавна живущих на этой земле. Обогащать словарь детей по теме (берестяная посуда, чум).
Упражнять в образовании притяжательных прилагательных (щучьи, заячьи.). Развивать навыки составления некоторых видов орнамента, которыми аборигены Севера украшали свою одежду, обувь, предметы быта. Изобразительная деятельность
«В гости к Хантам» Познакомить дошкольников с промыслами народов Ханты. Занятие
Май «Этих дней не смолкнет слава!» Встреча с Блокадницей Ленинграда Е. Ф. Мордовских. Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с Блокадницей Ленинграда Мордовских Е. Ф. Формировать представления о празднике День Победы. Встреча с Блокадницей Ленинграда
«Боевая слава нашего народа» Сформировать представление о героизме, подвиге. Экскурсия на мемориал, участие в митинге посвященному «Дню Победы»
«Кросс, посвященный Дню Победы» Кросс
Работа с родителями Изготовление газеты «Наши бабушки и деды подарили нам победу»
«Что ты знаешь о своей малой Родине?» Выявление усвоенных знаний детьми Диагностика