Валентина Чурикова Детский сад Медвежонок
Патриотическое воспитание «Родной свой край люби и знай»
▼ Скачать +Заказ
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«Родной свой край люби и знай!»
Методические разработки
МДОУ детский сад «Медвежонок»
село Ильинское, Малоярославецкий район, Калужская область
Присвоение селу Ильинское и деревне Подсосено регионального почетного звания «Рубеж воинской доблести» 24.04.2014 г.
Публикация «Патриотическое воспитание „Родной свой край люби и знай“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Суть патриотического воспитания заключается в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Задачи патриотического воспитания дошкольников
1. Воспитывать любовь к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
2. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
3. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России,
средствами эстетического воспитания : музыка, изобразительная
деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения
государственной символики России.
Содержание работы по направлениям включает:
• Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
• Знакомство с родным селом : значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего села.
• Знакомство с профессиями.
• Знакомство с государственной символикой районного центра, области, республики, других стран.
• Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
• Знакомство с героями сказок и их подвигами.
• Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
• Знакомство с устным народным творчеством : потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
Принципы работы по патриотическому воспитанию
• личностно-ориентированного общения;
• тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна;
• наглядности;
• последовательности;
• занимательности;
• от близкого к отдаленному;
• от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
• опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду, селе, стране;
• взаимодействие с семьями.
Содержание работы с детьми
• Моя малая родина
• Природа родного края
• Мой дом
• Вместе дружная семья
• Мой любимый детский сад
• Мы живём в России
Моя малая родина
• Чувство любви и уважения к Родине у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, к своему дому.
• И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир, и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.
• Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Природа родного края
• Родная природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей и даёт им много радостных переживаний, оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприкасается с ней впервые. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают главного.
• Взрослые формируют умение не только смотреть, но и видеть, какие изменения происходят в природе, воспитывают многие положительные качества личности: жизнерадостность, чуткое и бережное отношение ко всему живому, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, желание больше узнать о родной природе.
• Чтобы приблизить к детям птиц, и помочь им увидеть их своими глазами, мы организовали конкурс изготовления кормушек.
• Ведущей формой работы по ознакомлению детей с природой родного края у нас являются экскурсия, наблюдения в природе, экспериментирование. В силу того, что мы живём в сельской местности, эти формы работы для нас наиболее приемлемы.
Родная семья
Мир ребёнка начинается с его семьи. Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную лепту в семейное дело.
Детский сад призван помочь понять ребёнку что такое семья, членов семьи, их взаимосвязь, историю своей семьи, связь времен, вызвать чувство гордости за своих предков. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи.
Чтобы в течение дня ребенок имел возможность «пообщаться» со своими родными, в группах оформляются семейные фотоальбомы. Опыт показывает, что наличие семейных фотоснимков стимулирует желание детей рассказывать о своей семье.
Детей старшего возраста родители знакомят с историей своей семьи, рассказывают, где родились и жили бабушки и дедушки ребёнка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытывать и составляют родословную своей семьи.
В детском саду на основе родословной дети рассказывают о том, что родственники семьи живут не только в родном селе, но и в других городах страны, да и в других странах.
Наш любимый детский сад
Детский сад - дружеское сообщество сотрудников, детей и родителей, цель которого воспитать духовно развитых людей с твёрдыми нравственными устоями (доброжелательности, доброты, милосердия).
Детский сад – вторая семья ребенка, где он окружен внимание, любовью и заботой работой работников дошкольного учреждения. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей.
В детском саду мы знакомились с родословной семьи. Так возникли семейные проекты: «Генеалогическое древо», «Герб нашей семьи»…
т
Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера группы, веранды, в благоустройстве территории детского сада. Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеем.
Создание условий в группах для формирования
гражданско-патриотической позиции у детей
Родное село
Дети получают краеведческие сведения о родном селе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, сельских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках.
Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать её лучше.
ЗНАКОМСТВО С СЕЛОМ
Знакомство с селом начинается с экскурсии на главную улицу, где дети знакомятся с объектами, значимыми для жителей села и с жилыми домами, расположенными на этой улице. Далее проводятся экскурсии на другие улицы, рассматриваются деревянные дома, их отличия друг от друга.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг.
Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою
Отчизну. Дети с интересом рассматривают картины и иллюстрации,
отражающие боевые подвиги и мирные будни воинов. С воспитанниками мы знакомились с различными родами войск, с боевыми наградами, с именами героев гражданской и Великой Отечественной войн. Дети с восторгом встречали гостей-военных, переживших войну. С дошкольниками мы посещали, памятные места, местный мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», где знакомились с экспонатами местного музея.
Ежегодно, перед Днем Победы, мы с детьми посещаем Мемориальный комплекс «Ильинские рубежи», где дети читают стихи о войне и возлагают цветы почтив память погибших минутой молчания.
Посещали памятную Стелу:
Знакомили с Алешкинским дотом:
Посещали музей «Ильинские рубежи».
Ежегодно, 8 мая, проходит факельное шествие:
Ежегодно, 21 июня, на территории мемориального комплекса проходит «Свеча памяти», где дети с родителями принимают непосредственное участие в мероприятии.
Также ежегодно, в октябре месяце проходит реконструкция боя, посвященная подвигу Подольских курсантов на Ильинских рубежах в октябре 1941 года. Дети с родителями затаив дыхание наблюдают за боевыми действиями «Красных юнкеров».
Учитывая интерес детей, особенно мальчиков, к военным играм, направляли их содержание, взаимоотношения детей в игре на отражение мирных будней нашей Армии.
Дети охотно играют в «школу пограничников», в «аэродром», «военный парад». Эти игры помогают воспитать у них таких качества, как смелость, ловкость, товарищество; дисциплинированность, умение командовать и подчиняться.
В играх воспитываются лучшие качества присущие ребенку: трудолюбие, доброта, взаимовыручка, сочувствие.
Мы живём в России
В старшем возрасте, когда дети уже хорошо знакомы с селом, со своей «малой родиной», мы расширяем знания детей и даём информацию о том, что наше село, это только маленькая частичка большой страны России. Постепенно мы подходим к знакомству с родной страной.
Посредством чтения художественной литературы, рассматривания картин, расширяем представление детей о значении государственных символах нашей страны.
Воспитываем уважительное отношение к гимну, гербу, флагу Российской
федерации. Знакомим детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России.
Уголок-горница
В детском саду создан уголок-горница с предметами старины, где дети
знакомятся с культурным наследием наших предков.
Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощущать гордость за свою страну, богатую славными традициями.
В ходе совместной работы стараемся помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.