Приложение МААМ

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»

Светлана Капутская
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию

«Свой край родной люби и знай»

«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Пояснительная записка. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию -это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. Поэтому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому. Воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Свой край родной люби и знай“» размещена в разделах

Цель проекта : Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

Задачи проекта :

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

Расширение представлений о городах России, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам.

Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями народно декоративно-прикладного искусства, формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Вид проекта : тематический, поисково- исследовательская

Тип:

• детско-взрослый;

• Ребенок-субъект проектирования

• Групповой

Продолжительность: долгосрочный.

Срок реализации: 1 год (с сентября по май)

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста(5-6) лет, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

Интегрируемые образовательные области: «Познавательное», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Физическое», «Речевое».

Новизна заключается в том, что будет использована поисково – исследовательская деятельность детей совместно с родителями, которые станут активными участниками данного проекта. Также будут привлечены к данной работе социальные партнеры, что позволит более интересно и доступно познакомить детей с родным краем, народностями, проживающими в нем.

Актуальность. Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал» И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

1. Подготовительный. Сбор и анализ информации по темам, создание предметно - развивающей среды, приобретение художественной и методической литературы.

2. Основной. Проведение ООД, бесед, развлечений, досугов, экскурсий, совместных конкурсов творческого мастерства.

3. Заключительный. Оценка результатов.

Необходимые условия реализации проекта :

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция образовательных областей

Предполагаемые результаты:

1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

Предполагаемые результаты:

1. Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь

3. Ребенок приобрел знания и представления об истории своего родного края. Приобрел знания об истории родного Отечества.

4. У ребенка сформировано уважения к родному краю, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.

5. Ребенок сознательно, бережно относится к природе родного края, животному и растительному миру, к культурному наследию своего народа.

6. Ребенок в процессе игры и другой совместной деятельности взаимодействует с окружающими людьми. Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса в детском саду.

1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения.

- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми, прославившими Россию;

- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни.

- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;

- Воспитание любви к родному краю, к Родине, (представление о стране, городах, столице, символике государства;

- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

3. Ознакомление с природой.

- Воспитание любви к природе родного края;

- Воспитание бережного отношения к родной природе;

- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.

Принципы построения педагогического процесса:

1. Принцип историзма.

Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

2. Принцип гуманизации.

Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

3. Принцип дифференциации.

Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе, с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

4. Принцип интегративности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педагогического процесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные нравственно-этические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Условия реализации проекта

Ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Введение краеведческого материала в работу с детьми с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку личностно-значимого, к менее близкому культурно - историческим фактам.

Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

Развитие музейной педагогики дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

Осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. Выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы передать свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, деятельность по благоустройству города, охране природы и т. д.)

Привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (День части, День защиты детей, Масленица, Пасха, и др.). Создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музея русского и ненецкого быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.)

Организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к родному краю должны передаваться детям.

Тематический план работы.

1 раздел «Наш край, сердцу дорог»

Сроки исполнения Старшая группа 5-6 лет

Сентябрь Рассматривание фотографий бабушек и дедушек. Разучивание стихотворений о них.

Беседа «Что такое героизм».

Октябрь Беседа «День пожилых людей».

Рассматривание альбома «Наша малая Родина- город Усолье»

Посещение тематической выставки в библиотеки.

Выставка рисунков «В единстве наша сила».

Ноябрь Беседа «Где работают родители».

Разучивание стихов и песен о Родине, знакомство с пословицами и поговорками о Родине. Знакомство с символикой России.

Составление творческих рассказов. Экскурсии на почту, в магазин, школу в музей части.

Декабрь Использование макетов государственной символики.

Прослушивание фонограммы Гимна России.

Презентация «Я часть России».

Просматривание видеофильма о малых народах Сибири.

Февраль Создание альбома «О профессиях».

Конкурс рисунков «Мой папа – военный».

Март Создание в группе уголка «Русская изба».

Оформление альбома «Значение моего имени».

Апрель Выставка детских работ «Мой любимый детский сад». «Традиции моей семьи».

«Права ребёнка на имя».

Май Посещение мемориала защитникам.

Чтение произведений о войне. Оформление выставки книг о войне.

Оформление стенда «Война в истории моей семьи».

2 раздел «Природа малой Родины»

Сентябрь Целевая прогулка в лес и на речку.

Беседа о жизни животных в лесу.

Акция «Чистота на наших улицах».

Октябрь Беседа «Байкал - жемчужина Сибири».

Оформление альбома «Хлеб – всему голова!».

Ноябрь Экскурсия в лес.

Рассматривание иллюстраций достопримечательностей Иркутска.

Оформление альбома «Красная книга ”.

Просматривание видеофильма о нерпе.

Декабрь

Январь Изготовление кормушек.

Подкармливание птиц на территории детского сада Акция «Добрые руки» (бездомные животные).

Участие в изготовлении снежных построек к зимнему конкурсу.

Февраль Беседа «Жизнь животных и птиц весной».

Беседа «Берегите лес».

Март Целевая прогулка «Пробуждение природы».

Беседа «Спасем лес от пожаров!»

Апрель

Май Целевая прогулка в лес «Сравнение лиственных и хвойных деревьев».

Рассказ-беседа «Лекарственные растения родного края».

Акция «Посади дерево».

3 раздел «Культурное наследие и народное декоративное искусство»

Сентябрь Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи о Байкале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Моя Сибирь», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».

Октябрь Просмотров видеофильмов по сказкам Бажова.

Беседа о малых народах Сибири.

Ноябрь Экскурсия в центральную библиотеку.

Викторина «Русские народные сказки».

Декабрь Знакомство с русским народным костюмом (мужской и женский).

Февраль Конкурс чтецов.

Тематический вечер «Добро и зло в русских народных сказках»

Март Просматривание видеофильма «Удивительное путешествие на Байкал».

Знакомство с украшением пасхальных яиц.

Апрель Просмотр видеофильма «Русская матрешка».

Чтение произведений о русских богатырях.

Май Посещение выставки работ в школе искусств.

Знакомство с русской народной игрушкой.

4 раздел «Народный фольклор»

Сентябрь

Октябрь Знакомство с русскими народными инструментами.

Знакомство с русскими народными песнями и хороводами.

Изготовление куклы оберега.

Ноябрь

Декабрь Развлечение «Праздник русского платка».

Знакомство с сибирским фольклором. Прослушивание аудиозаписей.

Январь

Февраль Игротека «Игры наших бабушек» (с приглашением родителей).

Развлечение «Русские богатыри»

Знакомство с культурными традициями «Масленица».

пасха

Март

Беседа о народных праздниках.

Разучивание малых фольклорных форм: пословиц, загадок о весне и русских народных песен. Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Апрель

Май Фольклорный праздник «Посиделки»

Прослушивание аудиозаписей народных песен.

Разучивание хороводов, народных песен.

План работы с родителями:

1. Консультации для родителей.

2. Выпуск газеты для семейного чтения «Детсад и Я».

3. Совместные праздники и развлечения.

4. Участие родителей в организации и проведении экскурсий в музей, детскую школу искусств, в парк, на водоем.

5. Посещение городских праздников: Новый год, Масленица, участие в народных гуляниях.

6. Помощь в создании уголка «Русская изба», мини-музея «Прикладное творчество».

7. Организация встреч с интересными людьми.

8. Помощь в оформлении альбомов «Страницы истории», «Все работы хороши»

9. Рассказ-беседа «Романтика профессии»

10. Выставка семейных реликвий.

11. Оформление папки-раскладушки «Я и моя семья», «Семейное древо», «Герб семьи».

12. Выставки народно-прикладного искусства детей и родителей «Мы живём в России».

13. Познавательная игра совместно с родителями «Что? Где? Когда?».

14. Совместные проекты «Традиции семьи».

План работы с педагогами по проекту :

1. Консультации «Страницы истории».

2. Совместная работа по проекту, участие воспитателей в составлении перспективных планов, разработка конспектов.

3. Встречи с работниками библиотеки и музея.

4. Сбор краеведческого материала.

5. Организация фотовыставки «Мы живем в сибирском крае».

6. Проведение развлечений, праздников.

7. Проведение открытых мероприятий.

Критерии отслеживания:

1. ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

- Повышение уровня знаний и представлений детей по данному направлению:

- Как называется край где мы живем?

- Почему он так называется?

- Какие праздники отмечаются в нашей стране?

- Назовите промыслы и профессии малых народов сибири?

- Знаете ли вы народные игры, песни, частушки, колядки, хороводы? Какие?

- Расскажите о природе родного края.

- Каких вы знаете животных, как изменяются условия их жизни в зависимости от сезона?

2. ПО РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

- Участие родителей в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях.

- Повышение педагогической компетентности родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.

- Участие родителей в сборе, оформлении наглядного материала.

3. ПО РАБОТЕ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ :

- Повышение педагогического уровня воспитателей.

- Активность воспитателей в работе по проекту.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром нашего края. Расширять представления.

КВН «Знай и люби свой край» КВН «Знай и люби свой край» Тема: «Знай и люби свой край» Цели: Углублять и уточнять представления о Родине-России Расширять представление.

Праздничное мероприятие в старшей группе в соответствии с проектом «Родной свой край люби и знай»Праздничное мероприятие в старшей группе в соответствии с проектом «Родной свой край люби и знай» Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» города Сим Ашинского района Челябинской области.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (продолжение) Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» (заключение) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Много написано о том, как важно с юных лет приобщать подрастающее поколение к родной культуре, о том, что это воспитывает в детях.

Проект «Люби и знай свой край-Республику Мордовия» Проект: «Люби и знай свой край – Республику Мордовия». Вид проекта: групповой. Состав участников: воспитатели, родители, дети подготовительной.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект «Родной свой край люби и знай!»Проект «Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина.

Проект «Родной свой край люби и знай!» Аннотация Проект «Родной свой край люби и знай!» направлен на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»
Опубликовано: 29 октября 2016 в 19:25
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Капутская (УИ 486088) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД