Светлана Погребнякова
Конспект занятия психолога с воспитателями: «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
«Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста»
Цель:
1. Познакомить воспитателей с понятием методами арт-терапии. Применение методов арт-терапии в работе воспитателя.
2. Сплочение коллектива.
Задачи:
- раскрыть понятие арт-терапия;
- показать продуктивные способы работы;
- научить работать в команде.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Тема нашей встречи сегодня: «Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста».
Публикация «Конспект занятия психолога с воспитателями: „Арт-терапия как метод работы воспитателя с детьми дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Для того, чтобы настроиться на работу я предлагаю нам встать в круг и поприветствовать друг друга, передавая свечу по кругу. Каждый участник улыбнётся своему соседу, назовё т его по имени и скажет ему: «Я очень рада видеть тебя!». И так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует друг друга. Умницы!
«Волшебный рисунок».
Попрошу Вас разделиться на четыре команды, придумайте название своим командам. Я Вам предлагаю выбрать эмоцию-смайлик, угадать, что это за эмоция и изобразить ее на рисунке в виде какого-то образа восковыми свечами.
А теперь поменяйтесь своими рисунками-невидимками с другой командой.
Чтобы проявить полученный рисунок-невидимку, нужно закрасить лист краской любого цвета по вашему выбору.
Молодцы!
Расскажите, пожалуйста, какие волшебные рисунки у Вас получились, дайте им название.
- Это упражнение помогает нам (дошкольникам) овладеть художественно-символическими средствами выражения своего эмоционального состояния, учит видеть и чувствовать настроение своих партнеров.
Итак, теперь перейдем непосредственно к теме - что такое арт-терапия?
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.
Как только ребенок берет в руки кисточку, пластилин или глину для лепки, он высвобождает свое подсознание. В итоге получается исцеление через самовыражение творческого потенциала. Рассматривая методы работы с детьми, арт-терапия является одним из самых действенных способов. Интересен и сам процесс: размазывание, разбрызгивание, смешение, подбор или импульсивное рисование красками - это будет красиво!
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Выражение себя через искусство является безболезненным способом выражения чувств. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Использование художественного творчества оказывает помощь в повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко скрыты и решаются они безболезненно.
Трудно переоценить важность применения приемов арт-терапии при коррекции неврозов и неврозоподобных состояний. Изобразительная деятельность сопровождается терапевтическими эффектами. Искусство само по себе обладает целительным действием.
В отличие от занятий изобразительным искусством, как организованной деятельности по обучению рукоделию или рисованию, при проведении арт-терапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта. Поощряются выражения своих внутренних переживаний как можно более произвольно и спонтанно, совершенно не беспокоясь о художественных достоинствах своих работ.
Среди позитивных феноменов, зафиксированных как зарубежными, так и отечественными специалистами, можно выделить наиболее значимые.
Арт-терапия :
- Создает положительный эмоциональный настрой.
- Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
- Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
- Развивает чувство внутреннего контроля. Арт - терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве.
-Повышает творческую самооценку и уверенность в себе
- Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.
- Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни и школе. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
- Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.
Занятия с детьми не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык.
Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.
Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.
Виды арт-терапии
Современная арт-терапия насчитывает большое количество видов методик. К ней относятся: живопись, графика, рисование и лепка, а также сказкотерапия, фототерапия, оригами, музыкотерапия, песочная терапия, и т. д.
Изотерапия – это терапия с помощью изобразительного искусства. Терапия искусством позволяет максимально реализовать творческие способности ребёнка, помогает малышу познать своё предназначение. Благодаря рисованию, человек легче воспринимает болезненные для него события.
Музыкотерапия очень эффектна в коррекции нарушения общения, возникших у детей по разным причинам. Контакт с помощью музыки безопасен, ненавязчив, индивидуализирован, снимает страхи, напряжённость.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
Танцевальная терапия используется для выражения всего диапазона человеческих эмоций, мыслей и установок. Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации.
Фототерапия Основное содержание фототерапии – создание или восприятие фотографических образов, дополняемое их обсуждением и разного вида творческой деятельности, включая изобразительное искусство, движение, танец, сочинение историй, стихотворений.
Нужно отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с детьми. Упражнения арт-терапии позволяют использовать их в работе с детьми самого раннего возраста, как индивидуально, так и с подгруппой.
Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.
Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии, например. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе. И сегодня я расскажу вам о некоторых упражнениях, которые считаю наиболее эффективными.
Разминка:
«Танец огня»
Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. «Костер» ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках, то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и «костер» распадается на мелкие искорки. Они свободно разлетаются, окружаться, соединяются друг с другом (берутся за руку) по две, три, четыре вместе. «Искорки» светятся радостью и добром.
Немного размялись, после теоретического блока, а теперь продолжаем практическую часть!
«Чернильные пятна и бабочки» (Индивидуально)
Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.
И последняя техника, с которой мне хотелось бы вас ознакомить сегодня.
Предлагаю снова разделиться на 4 группы.
«Техника раздувания краски»
Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развить его, дорисовать.
А теперь предлагаю объединить наши 4 рисунка и создать один, единый.
Завершающее упражнение «Спасибо!»
Описание упражнения: Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового.
Я хочу, чтобы все, кто присутствовал сегодня здесь друг другу хорошо улыбнулись и поаплодировали себе за прекрасную работу.
Спасибо за участие!
Подборка арт-терапевтических упражнений
на развитие познавательных способностей
и коррекцию эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
1.«Свободный рисунок в круге»
Цель: Налаживание коммуникации, объединение, гармонизация эмоционального состояния.
Материалы: Большой лист бумаги в виде круга, краски, кисти, емкость с водой.
Инструкция: Детям предлагается по очереди рисовать друг к другу дороги в круге.
2.«Рисование по сырому листу»
Цель: Снятие напряжения, агрессии, тактильная стимуляция, гармонизация эмоционального состояния, развитие воображения.
Материалы: Акварель, кисть, емкость с водой, губка.
Инструкция: Попросить ребенка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
3.«Мелки -наперегонки»
Цель: Отреагирование напряжения и агрессивных тенденций, гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материалы: Мелки, лист картона.
Инструкция: Ребенок в разном темпе (медленно - быстро) делает штрихи на листе.
4.«Пластилин-силач»
Цель: Отреагирование эмоций и агрессивных тенденций, снятие напряжения.
Материалы: Пластилин, лист картона.
Инструкция: Ребенок, отрывая небольшие кусочки пластилина, размазывает их по листу, создавая тоненький слой, при желании может соскоблить его с листа с помощью ножечка для пластилина, что требует дополнительных физических и эмоциональных сил.
5.«Аппликация на сосуд»
Цель: Формирование чувства защищенности, развитие мелкой моторики.
Материалы: Баночки из-под шампуней или кремов, клей ПВА, краски, кисти.
Инструкция: Попросить ребенка выбрать понравившуюся баночку и обклеить ее кусочками бумаги, при желании раскрасить.
Примечание: Баночку можно украсить пластилином (намазывание, использовать бусинки, зернышки.
6.«Волшебная вата»
Цель: Выражение эмоций, познание внутреннего мира ребенка, сенсорная стимуляция, развитие воображения.
Материалы: Вата, клей ПВА, шаблоны (лебедь, волк, медведь, лиса, заяц, солнце, дерево, облака, гуашь, кисточки.
Инструкция: Наклеить вату на шаблон облака, затем закрасить гуашью нужного цвета, затем та же работа с шаблоном солнца. Далее ребенок из представленных животных выбирает понравившееся и проделывает те же действия с ватой и красками. Та же работа проводится с деревом. В конце сессии все элементы расположить на одном листе (столе). Ребенок может рассказать об отдельных элементах и о своей работе в целом.
Примечание: Обратить внимание на наличие на картине облаков или тучи. Важен выбор животного, характеристики которого могут помочь в понимании внутреннего мира ребенка. Кроме того, шерсть (вата) может выступать в качестве шкуры, а именно оболочки, защитного элемента. Цвет листвы дерева также имеет значение, поскольку может говорить о том, на какой психологической стадии жизненного цикла находится ребенок.
7.«Мятый лист» (ситуативное применение)
Цель: отреагирование агрессии, развитие умения контролировать агрессивные тенденции, снятие напряжения.
Материалы: лист бумаги (салфетки, краски, карандаши, кисти, вода
Инструкция: Предложите ребенку (в ситуации агрессивного поведения) взять лист бумаги (салфетку) и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.
Примечание: Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.
8.«Техника раздувания краски»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, снижение агрессии.
Материалы: бумага, акварель, кисти, вода, коктейльные трубочки.
Инструкция: Предложите ребенку нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развить его.