Папки-передвижки

Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»

Наталья Юхименко
Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в свое время известные зарубежные и отечественные психологи. На примере разыгрываемых сказок ребенок учиться находить пути решения проблем, преодоления трудностей.

Жанры, используемые в сказкотерапии.

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы и сказки. Находят место и современные жанры: детективы, романы, фэнтази.

Темочки:

Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.

Функции сказок.

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.

• Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и к уровню подсознания.

• Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

о жизненно важных явлениях;

о жизненных ценностях;

о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

• В сказке в символической форме содержится информация о том:

как устроен этот мир, кто его создал;

что происходит с человеком в разные периоды его жизни;

какие этапы в процессе самореализации проходят мужчины и женщины;

какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;

как приобретать и ценить дружбу и любовь;

какими ценностями руководствоваться в жизни;

как строить отношения с родителями и детьми;

как прощать.

Типологии сказок.

Выделяют пять видов сказок : художественные, народные, дидактические и психотерапевтические. Примеры хорошо известных сказок, это «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна – лягушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Теремок», «Колобок», «Репка».

• Художественные сказки. К ним относят сказки, созданные многовековой мудростью народа и описанные в виде авторских историй. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но успешно ему служат.

• Народные сказки. Наиболее древние народные сказки называют мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Сюжеты народных сказок очень многообразны :

1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.

2. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показываются способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формирую позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?».

3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков; сказки – страшилки. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются и приобретают новые навыки реагирования. Для групп детей старше 7 лет и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, моделируя интонацию; конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.

4. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости информации и духовном развитии человека.

• Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. Ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит к успеху.

• Псиокррекционные сказки. Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:

1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.

2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.

3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

Жили – были….

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуется делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных.

Начиная с 5 лет герои – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростком возрасте могут быть интересны скакзи – притчи и бытовые сказки.

И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказок.

Кульминация.

Герои сказок справляются с трудностями.

Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

Мораль сказки…

Герои сказок извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально меняется.

• Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерпевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.

Этапы игры.

Введению в игровую среду. Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса.

Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали это занятие от других.

Например:

1. «Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки». Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.

2. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку». Включается вентилятор и каждый ребенок проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха, а затем садится на пол. «Вот мы и в сказке».

3. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь».

4. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке». Затем дети поворачиваются вокруг себя три раза и открывают глаза.

5. «Вот вы и в сказке

Знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки строительство игрового пространства (сказочной страны, морей, лесов, заселение его различными персонажами. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.

Моделирование конфликта, трудностей. Зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный мир ( появляются силы зла: драконы, чудовища, ураган и т. д.). Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем.

Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью – что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? – только ты с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками. Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком; убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка.

Борьба и победа. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Дети восстанавливают мир во соответствии со своими желаниями приобретенными знаниями навыками. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Высказывает искренне восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.

Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Можно составить рассказ о дальнейших приключениях и играх.

Публикации по теме:

Опыт работы ДОУ по социально-коммуникативному развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до .

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию дошкольников «Мир казачьего дома» Одной из важнейших задач дошкольного воспитания считается формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Моя семья» 1. Уточнять и обобщать знания о семье, о том кто такие родные; формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;.

Конспект ООД по социально-коммуникативному и познавательному развитию дошкольников «Я иду в детский сад» Цели: 1) Воспитывать положительные эмоции в беседе о детском саде, формировать интерес к ближайшей окружающей среде: обсуждение и конструирование.

Конспект ООД по социально — коммуникативному развитию «Защитники Отечества» Конспект НООД по социально-коммуникативному развитию в старшей группе «Защитники Отечества» Составила: воспитатель Сорокина Т. А. г. Семенов.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Чебурашка» городского округа город Октябрьский Республики.

Мастер-класс с детьми старшего дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Мастер класс для детей старшего дошкольного возраста по правилам игры с куклой би-ба-бо. Цель: Формировать представления детей о театрализованной.

Обобщение опыта с детьми дошкольного возраста по социально-коммуникативному развитию Обобщение опыта работы на тему «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» подготовил: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 14 г.

Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием.

Справка по итогам тематической проверки «Изучение системы работы по социально-коммуникативному развитию в старшей группе» Цель. Определить эффективность воспитательно-образовательной работы по социально-коммуникативному развитию в старших группах; выявить уровень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»
Опубликовано: 13 октября 2016 в 08:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Юхименко (УИ 60214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД