Наталья Юхименко
Конспект по социально-коммуникативному развитию «Сказкотерапия как метод работы с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – это метод арт-терапии, используемый для развития творческих способностей, самовыражения, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в свое время известные зарубежные и отечественные психологи. На примере разыгрываемых сказок ребенок учиться находить пути решения проблем, преодоления трудностей.
Жанры, используемые в сказкотерапии.
В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы и сказки. Находят место и современные жанры: детективы, романы, фэнтази.
Публикация «Конспект по социально-коммуникативному развитию „Сказкотерапия как метод работы с детьми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Главным средством воздействия в сказкотерапии является метафора, как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми.
Функции сказок.
Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок.
• Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и к уровню подсознания.
• Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
о жизненно важных явлениях;
о жизненных ценностях;
о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).
• В сказке в символической форме содержится информация о том:
как устроен этот мир, кто его создал;
что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
какие этапы в процессе самореализации проходят мужчины и женщины;
какие трудности и препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
как приобретать и ценить дружбу и любовь;
какими ценностями руководствоваться в жизни;
как строить отношения с родителями и детьми;
как прощать.
Типологии сказок.
Выделяют пять видов сказок : художественные, народные, дидактические и психотерапевтические. Примеры хорошо известных сказок, это «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка», «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Золушка», «Спящая красавица», «Госпожа Метелица», «Царевна – лягушка», «Волк и семеро козлят», «Гуси – лебеди», «Красная шапочка», «Теремок», «Колобок», «Репка».
• Художественные сказки. К ним относят сказки, созданные многовековой мудростью народа и описанные в виде авторских историй. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но успешно ему служат.
• Народные сказки. Наиболее древние народные сказки называют мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы. Сюжеты народных сказок очень многообразны :
1. Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных. Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт.
2. Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показываются способы разрешения конфликтных ситуаций. Они формирую позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений. Например, одна из русских народных сказок «Кто заговорит первый?».
3. Страшные сказки. Сказки про нечистую силу : ведьм, упырей, вурдалаков; сказки – страшилки. Многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются и приобретают новые навыки реагирования. Для групп детей старше 7 лет и подростков. При этом обычно вводятся два правила: рассказывать историю нужно «страшным» голосом, протягивая гласные, моделируя интонацию; конец страшилки должен быть неожиданным и смешным.
4. Волшебные сказки. Наиболее увлекательные для тех, кому 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости информации и духовном развитии человека.
• Дидактические сказки. В форме дидактических сказок подаются учебные задания. Ребята учатся переписывать заданные на дом математические примеры в виде дидактических сказок. В этих историях решение примера – это прохождение испытания, ряд решенных примеров приводит к успеху.
• Псиокррекционные сказки. Для того, чтобы сказка или история обрела силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:
Жили – были….
Начало сказки, встреча с ее героями.
Для детей 3-4 лет рекомендуется делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков, животных.
Начиная с 5 лет герои – феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты и пр.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
В подростком возрасте могут быть интересны скакзи – притчи и бытовые сказки.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказок.
Кульминация.
Герои сказок справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
Герои сказок извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально меняется.
• Психотерапевтические сказки. Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Многие психотерпевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, любви и пути. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений.
Этапы игры.
Введению в игровую среду. Установка на внимательное слушание и активное участие – присказки, потешки, обещание необыкновенных приключений и испытаний. Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребенку, диалог с каждым, сниженный тон голоса.
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали это занятие от других.
Например:
1. «Закройте глаза и ждите прикосновения феи. Тот, до кого она дотронется, сразу же садится на пол и ждет начала сказки». Включается тихая музыка, и фея мягко, нежно прикасается к каждому ребенку.
2. «Сейчас подует волшебный ветер, и каждый, кто искупается в его чудесных струях, перенесется в сказку». Включается вентилятор и каждый ребенок проходит мимо, ощущая лицом и телом поток воздуха, а затем садится на пол. «Вот мы и в сказке».
3. «Сегодня в сказку нас перенесет живой огонек. Огонь умеет творить чудеса: если смотришь на него не отрываясь, то переносишься, куда захочешь».
4. «Вам необходимо надеть на правый мизинец волшебный перстень и пожелать очутиться в сказке». Затем дети поворачиваются вокруг себя три раза и открывают глаза.
5. «Вот вы и в сказке!»
Знакомство с игрой и ее героями. Прослушивание начала сказки строительство игрового пространства (сказочной страны, морей, лесов, заселение его различными персонажами. Позиция «отстраненного рассказчика», доброжелательного и мягкого помощника, исследователя создаваемого пространства.
Моделирование конфликта, трудностей. Зачитывается продолжение истории, в которой происходит нечто, что разрушает созданный мир ( появляются силы зла: драконы, чудовища, ураган и т. д.). Создание ситуации, в которой ребенок действует самостоятельно, может переносить и отыгрывать негативные эмоции, при этом взрослый может выступать разрушителем.
Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью – что будет с жителями страны? Что же делать? Как быть? Сможешь ли ты помочь? – только ты с таким добрым сердцем, сможешь помочь жителям этой страны. Можно облачаться в сказочные одежды и знакомиться с помощниками. Взрослый – заинтересованное лицо, изучающее ситуацию, ищет выход наравне с ребенком; убеждает, подбадривает, вселяет веру в себя, указывает на потенциальные возможности ребенка.
Борьба и победа. Дети отыгрывают ситуацию борьбы со злом. Дети восстанавливают мир во соответствии со своими желаниями приобретенными знаниями навыками. Усиливается успешный опыт – детям благодарны все сказочные существа. Взрослый поддерживает, подбадривает, высказывает свою заинтересованность, выражает уверенность в том, что у ребенка все получится. Высказывает искренне восхищение ребенком, благодарность за выдумку, доброту.
Утверждение победы. Спонтанное продолжение игры, в которой происходит празднование победы. Взрослый спрашивает об эмоциональном состоянии детей, мыслях и чувствах, которые возникли в процессе игры, понравилось ли им, что они будут делать, если вдруг опять попадут в похожую ситуацию. Можно составить рассказ о дальнейших приключениях и играх.