Лилия Якупова
Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее детство – период интенсивного развития. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую жизнь.
Конечно, родители, лучше, чем кто-либо, знают и любят своего ребенка. Но, приходит время, когда ему недостаточно общения только с близкими людьми: нужны новые друзья, новые впечатления.
…И ребенок идет в детский сад. Это, как правило вызывает, серьёзную тревогу у взрослых.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье.
Публикация «Структура работы педагога-психолога с воспитателями в период адаптации детей к детскому саду» размещена в разделах
И потому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества педагога-психолога, воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Одним из приоритетных направлений работы психологической службы в нашей прогимназии является сопровождение детей в период адаптации.
Цель – Оптимизация процесса адаптации детей к ДОУ, создание благоприятных, комфортных условий, способствующих благополучной адаптации ребенка к ДОУ с помощью современных психолого-педагогических технологий.
Основные задачи психологического сопровождения детей в период адаптации :
• Сохранение и укрепление психического здоровья ребенка в изменившихся условиях.
• Передача социального опыта игры.
• Формирование единого стиля воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
• Проведение просветительской и консультативной работы с воспитателями.
На мой взгляд, очень важная часть подготовки детей к детскому саду, является работа с воспитателями. И мне хочется поделиться своим опытом и рассказать, как я строю свою работу с воспитателями в адаптационный период.
В первую очередь мы составляем планы работы по адаптации, с учетом возраста детей, на основании которых строится работа в доадаптационный и адаптационный периоды. Определяем формы и методы работы направленные на развитие положительного отношения ребенка к ДОУ.
В работе с педагогами я использую следующие направления: консультирование, просвещение, профилактика, диагностика.
В своей работе я использую следующие формы взаимодействия с воспитателями :
Лекции и беседы, консультации, «круглые столы», консилиумы, семинары-практикумы на темы: «Особенности общения воспитателей с детьми». «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы» и др, тренинги на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду». Провожу консультации для воспитателей по результатам диагностических обследований. Даю рекомендации после проведенной диагностики плановой или по запросу, подготавливаю памятки. Совместно с педагогами разрабатываем индивидуально-образовательные маршруты на детей испытывающих проблемы в адаптации.
Для оптимизации процесса адаптации, совместно с воспитателями используем следующее формы работы :
• беседы с родителями, анкетирование, собрания, консультации
В процессе адаптации ребенка к ДОУ я рекомендую воспитателям в работе с детьми :
• использовать элементы телесной терапии
• рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
• использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
• создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Еще одной немаловажной составляющей в моей работе с воспитателями является осмотр групп, их оформления. Он проводится зам. директором, педагогом-психологом и воспитателями групп.
В первую очередь уделяется внимание приемной. Там для детей готовятся :
• «Полочка» для любимых игрушек
• Стендовая информация для родителей.
• Папки-передвижки с информацией по адаптации
В группах совместно с воспитателями проводим переоборудование всех зон с основной целью - сделать помещение наиболее уютным, домашним и привлекательным для детей.
Вместе подбираем игрушки для сенсомоторного развития детей, изготавливаем веселые детские «панно», подвески, которые помогают зрительно “снизить” потолок и почувствовать ребенку себя более комфортно и спокойно.
В работе по адаптационному периоду, я предлагаю воспитателям использовать следующие приемы:
• Игры с песком и водой
• Сенсорные игры, пальчиковые игры
• Речевые игры (песенки, потешки, прибаутки).
• Рисование карандашами и красками, работа с пластилином.
• Игры и сказки для развития речи детей в карточках.
• Игры на коленях и игровые массажи.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико - психолого - педагогический консилиум. В него входят: директор, зам. директора, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели групп раннего возраста. На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Тесное сотрудничество с воспитателями помогает мне наиболее точно определить пути решения проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ, укрепить резервные возможности детского организма и способствовать процессу ранней социализации ребенка в обществе.
Анализ проделанной нами работы за последние несколько лет показывает, что процесс привыкания детей проходит весьма успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Литература:
1. Алямовская В. Г. Ясли – это серьезно. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС,1999.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Ребенок в детском саду. – 2003. – № 5.
3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2004,- 236с.
4. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей дет сада/ - М. : Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
5. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей – М. : Просвещение.