Евгения Пауль
Конспект занятия «Почемучка в зимней сказке. Гласная буква Я»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект открытого занятия :
Тема открытого занятия : Почемучка в зимней сказке. Гласная буква Я
Возраст обучающихся: 6лет
Цель занятия : ознакомление обучающихся с гласной буквой Яя
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать способность детей слышать при произнесении сочетание звуков [йа];
2. Учить выделять гласную букву Я из ряда гласных;
3. Учить читать слоги и слова с гласной буквой Я.
Публикация «Конспект занятия „Почемучка в зимней сказке, Гласная буква Я“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к чтению, аккуратность.
Развивающие:
1. Развивать фонетический слух, речь, память, мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: Слайдовая презентация «Необыкновенная гласная буква Я», картинка с изображением Гнома, картинки с изображением мяча, пятерки, якоря, раздаточный материал «Алфавит», индивидуальные листы с заданием, пластилин, кубики «Сложи узор».
Ход учебного занятия:
Этап занятия Деятельность преподавателя Деятельность обучаемого Продолжительность этапа
1. Организация группы на работу – Раз, два, три, четыре,
Три, четыре. Раз, два,
Улыбнулись. Тишина! Проверяют готовность к занятию. 2 мин.
1 слайд
2. Актуализация знаний – Вспомним, ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили про особенные гласные буквы. Кто может назвать их? Чем же они особенны?
– Давайте попробуем с вами назвать в названии каких картинок есть буква Е, Ё или Ю. Е, Ё, Ю
Все они дают два звука. Е [йэ], Ё[йо],
Ю [йу].
Игра на слайде Е – енот, Ё – ёж, Ю – юла, ключ 5 мин.
2 слайд
3. Формулирование темы занятия Сегодня, ребята, нас с вами ждет еще одна необычная буква. А для начала отгадайте загадки и скажите, на какую букву начинаются слова-отгадки.
1. Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
2. Может и разбиться
Может и свариться
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
3. По пригорочку бежит
Хвостиком-рулем рулит,
Схватишь хвостик – только – Ах!
Убежала! Хвост в руках!
- Ребята, на какую букву начинаются все эти слова?
- Кто догадался, какую букву мы будем изучать?
- На каком месте в азбуке стоит буква Я? Найдем ее.
Яблоко
Яйцо
Ящерица
- на букву Я
- буква Я
- на последнем 5-7 мин.
На слайде показываются картинки - отгадки.
3 слайд
4 слайд
5 слайд
4. Изучение нового материала - Работать нам будет интереснее, если мы пригласим гостя на занятие, и узнаем, кто это, если отгадаем загадку:
Он носит вместо шапки
Весёлый колпачок.
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.
С фонариком и с песней
Идёт в лесу ночном.
Не ошибёшься, если
Ты скажешь:
-Это…
- Так, кто к нам придет сегодня?
Этого гнома, ребята, зовут Почемучка. И он бы хотел ребята отправиться с вами в сказочное путешествие по стране Речецветик.
1) Отдыхаем на полянке.
Гном для вас принес ребус, отгадав который, вы сразу вспомните гимнастику для пальчиков, в которую мы всегда играем. Так какую игру для пальчиков мы знаем? Где в названии этой игры есть буква Я?
2)Опушка здоровья, и нас здесь встречает…
Как вы думаете, почему она так называется? Здесь можно поиграть и провести физкультминутку. А какую игру мы знаем про хомячка?
Хомка-хомка-хомячок
Полосатенький бочок
Хомка утречком встает
Щечки моет, шейку трет
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать!
3)Речка букв.
Подскажите гномику, какие мы звуки слышим, когда произносим букву Я? Какой первый звук? Как он обозначается? Какой второй звук? Как он обозначается?
- Давайте вместе с Гномиком посмотрим внимательно на букву Я. На что она похожа?
- А вот какой стишок про букву я нам принес Почемучка :
- Каждый знает: буква Я
Самая хвастливая.
Из каких элементов состоит Я?
Вылепить из пластилина букву Я.
Выложить из кубиков букву Я.
4) Лесок слогов и слов.
Гномик попал в необычайный и прекрасный лес, где спрятались начала слов. Нам нужно назвать картинки и соединить их с началом слов. Назовем эти слова.
Ой, ребята, пока мы с вами выполняли задание, с Гномиком случилась беда. Он пропал и сам не знает куда. Но в этом вы можете ему помочь, если назовете то место, где он сейчас находится. Сейчас я вам буду называть слова – а вы будите выкладывать первые начальные буквы в этих словах – так мы узнаем, где же наш гном.
Так куда же попал наш гном?
- Так давайте поможем ему скорее оттуда выйти. Из скольких букв состоит это слово?
- с какой буквы начинается слово яма?
- Гномик благодарит вас, и дарит вам за это огромный и вкусный подарок, а что это вы узнаете, выполнив задание.
Посмотрите, у каждого на листе в рамочке записано очень много слогов. Прочитайте их. Если вы видите слог ЯЙ- закрашиваем красным, ЯК – светло-зеленым, ЯХ – темно-зеленым, ЯП - желтым, ЯТ – синим, ЯН – коричневым.
- Так какой же сладкий сюрприз для вас приготовил Гномик? На какую букву начинается слово ЯБЛОКИ?
- Гном
7 + Я = семья
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчика - папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья!
Хомячок.
Выполняют физкультминутку.
Я - [йа] : й – согласный мягкий, зелёным цветом, а – гласный, красным цветом.
Ответы детей.
Из палочки большой, полкружочка, и маленькой палочки.
Мяч, пять, якорь.
Мяч – мя, пять – пя, якорь – як.
Яблоко – Я
Машина – М
Ананас – А
ЯМА
- в яму.
- Их трех
- Я.
Каждый ребенок выполняет задание на индивидуальном листе.
- Выполняют работу
(После того как дети раскрасят в нужный цвет все части картинок, у нах получаются Яблоки)
Это Яблоки.
На букву Я 15 мин.
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
На доске
14 слайд
Работа с раздаточным материалом (алфавит)
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
5. Итог занятия. - Вот и подошла наша сказочная прогулка к концу. Кто же к нам сегодня приходил?
С какой буквой он нас сегодня познакомил? Что подарил нам Почемучка?
-Молодцы! - Гномик Почемучка
- С буквой Я.
- Яблоки. 1 мин.
19 слайд