Елена Карасени
Конспект занятия по ЗКР для детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Звук [А]. Знакомство со звуком»
▼ Скачать + Заказать документы
К № 10
Тема: Звук «А». Знакомство со звуком.
Задачи:
1. Познакомить с правильной артикуляцией звука «А».
2. Продолжать знакомить детей с понятием «звук».
3. Формировать правильное произношение звука «А» (долго, коротко, тихо, громко, изолированно, в слогах, словах двух (трех)сложного состава.
4. Совершенствовать динамику и статику артикуляторных движений.
5. Учить детей выделять на слух и в произношении звука А в начале слова.
Публикация «Конспект занятия по ЗКР для детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью „Звук [А], Знакомство со звуком“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
6. Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.
Оборудование: кукла; картинки артикуляционной гимнастики; картинки на звук «А», зеркала.
Ход
I.Организационный этап.
- Сядет тот, кого я назову по имени. (Маша, Алеша, Саша)
II.Коррекционно –развивающий этап.
1. Знакомство с понятием «звук».
- На прошлом занятии мы учились с вами слушать звуки, которые издают разные предметы. Мы слушали, как дудочка дудит, как барабан стучит, бумага шуршит, вода булькает. Мы тоже с вами произносим разные звуки. С помощью звуков мы разговариваем. Если мы хотим сказать слово «самолет» мы должны сначала засвистеть: ССС, СССамолет (дети повторяют, а если хотим сказать слово «шапка», мы должны сначала зашипеть: ШШШ, ШШШапка, если «рыба» - зарычать: РРР, РРРыба.
2. Знакомство со звуком А.
- К нам на занятие сегодня пришла кукла, зовут ее Аня. Она хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Послушайте, пожалуйста, еще раз ее имя: Ааааня. Ее имя начинается на звук А. этот ее любимый звук. Какой звук любит Аня? («А».)
3. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы научиться произносить звук «А» правильно, давайте вместе с куклой Аней сделаем гимнастику для язычка.
Упражнение «Заборчик».
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки -
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем - перестанем
И нисколько не устанем.
Упражнение «Трубочка».
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Упражнение «Надуй шарики».
Хомячок надует щечки,
У него зерно в мешочках.
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
4. Игровое упражнение «Подарки куклы Ани».
- Посмотрите, какие картинки принесла нам Аня. На них нарисованы предметы, которые тоже начинаются на звук А.
Педагог произносит слова со звуком А, выставляя на доску картинки: айва, апельсин, акула, аист, антенна, выделяя звук А голосом.
- Вы слышите в этих словах звук А?
- Правильно, в этих словах звук А стоит первым, в начале слова.
5. Уточнение артикуляции звука «А» :
- горлышко «гудит» (проверяем, прикладывая ладонь);
- воздух легко выходит изо рта, ему ничего не мешает;
- рот широко открыт, «большие ворота»;
- его можно тянуть, петь, громко крикнуть ( проверяем: тянем, поем, громко кричим).
6. Динамическая пауза.
Игра «Положим малыша спать».
Дети качают на руках воображаемого малыша и тянут: АаАаАаАаАаАаАаА… .
7. Знакомство с символом звука «А».
Попросить детей внимательно посмотреть в зеркало и сказать, на что похож рот, когда мы произносим звук «А».
-Наш рот похож на большой кружок. Вот такой (предъявляется карточка-символ — большой красный кружок).
8. Игра «Чего не стало?».
Педагог выставляет на доску картинки с изображением предметов, начинающихся на А. По сигналу логопеда «ночь» дети закрывают глаза, педагог в это время убирает 1 картинку. По сигналу логопеда «день» дети открывают глаза и говорят, чего не стало. Например, «нет акулы», «нет апельсина».
III. Итоговый этап.
- Кто пришел к нам сегодня на занятие?
- Какой звук любит Аня?
- С каким звуком мы познакомились?