Елена Новоселова
Конспект занятия по экспериментированию с водой для детей старшего дошкольного возраста на тему «Свойство воды — плотность»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представления в процессе познавательно – исследовательской деятельности отличительного свойства воды – плотность.
Задачи:
1. Познакомить детей с новым понятием – плотность воды;
2. Формировать навыки проведения опытов, умение действовать по алгоритму, фиксировать результат.
3. Развивать внимание, наблюдательность, речь;
4. Формировать умение делать выводы.
Звучит музыка «Шум моря»
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию с водой для детей старшего дошкольного возраста на тему „Свойство воды — плотность“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, вы слышите этот шум? Что это? (Это шум воды)
- Да, верно. Это шум моря. Совсем скоро наступит самое теплое, жаркое, солнечное время года. Какое это время года? (Лето). Да. И многие из вас отправятся отдыхать на море или в деревню, где есть река, озеро или бассейн. Долго ли вам удается оставаться на поверхности или вас тянет вниз, ко дну? (Ответы детей). А знаете ли вы, что есть такое море, в котором совсем невозможно утонуть? Оно называется Мертвое море. Возможно ли такое? Давайте попробуем это проверить и познакомимся с таким понятием – плотность. Для проведения опыта предлагаю вам разделиться на пары. Проходите за столы и рассмотрите оборудование и материалы для проведения опытов.
Опыт 1 «Соленая, пресная вода»
Оборудование и материалы: изображение с условными знаками основных свойств воды, 2 емкости с водой, 2 одинаковых деревянных кубика, соль, карандаш – на каждого ребенка.
Словарная работа: плотность, пресная
- У вас на подносах стоят 2 тарелочки с чистой водой. Вы уже знаете о некоторых свойствах воды. Расскажите, какая она? (Прозрачная, без вкуса, без запаха). Вода без вкуса называется пресной водой.
- Возьмите кубик и положите его в одну из тарелок. Что произошло с деревянным кубиком? Отвечайте полным ответом (Кубик плавает). Давайте достанем кубик из воды и отметим карандашом линию, до которой кубик погружался в воду.
- В другую тарелку добавьте четыре ложки соли и хорошенько перемешайте, чтобы соль полностью растворилась. Вы уже знаете, как изменится вкус при добавлении в воду некоторых продуктов. Какая стала вода по вкусу? (Вода стала соленая). Верно
- Поместите второй кубик в соленую воду и также отметьте линию, до которой кубик погрузился в воду.
- Поставьте кубики рядом и посмотрите на линии. Они на одном уровне? Одинаково ли отмечены линии? (Нет, линии находятся на разном уровне).
- Как вы думаете, почему в тарелке с соленой водой кубик меньше погрузился в воду? (Из-за соли). Соль наделила воду новым свойством – плотностью. Вода стала более упругой, плотной, поэтому она и выталкивала наш кубик. В какой воде легче плавать? В пресной или соленой?
Итог
- Что вы теперь скажете, можно ли плавать и не тонуть? Как мы это доказали? Что делали? Каким свойством наделила соль воду? (Плотностью). Сделаем с вами вывод: Соль повышает плотность воды. Чем больше соли, тем сложнее в ней утонуть. Зафиксируйте наш результат в карточке-схеме.
Физкультминутка.
Капля – раз, капля – два, (Хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом - (Бег по кругу)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать (Хлопки руками на каждое слово)
Капля, каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап (Указательным пальцем правой руки ударяем по
ладони левой руки)
Зонтики скорей раскроем (Соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
Опыт 2 «Радуга в стакане»
Оборудование и материалы: 3 стакана с водой, 1 пустой стакан, сахар, ложка, краски, шприц
- Давайте продолжим знакомиться с этим свойством – плотностью, на примере опыта «Радуга в стакане». Для этого нам понадобятся 3 стакана с водой, пустой стакан, сахар, ложка, краски и шприц.
- В первый стакан мы насыпаем 4 ложки сахара. Размешайте сахар до полного растворения. Вода получается очень сладкая. Во второй стакан – 2 ложки сахара. Перемешайте. Вода менее сладкая. В третий стакан мы не будем добавлять сахар. Теперь окрасим воду в стаканах красками, каждую в разные цвета. При помощи шприца аккуратно вливаем воду из первого стакана, с 4 ложками сахара. Затем, также аккуратно шприцем вливаем воду из второго стакана, с 2 ложками сахара. И последний – вода без сахара. Посмотрите на результат.
- Что произошло?
Вывод: Количество сахара в каждом стакане было разное. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже будет этот слой в стакане. Зафиксируйте результат с схеме.