Елена Шарафутдинова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой
Задачи :
1. Образовательные:
-познакомить со свойствами воды через опытно- экспериментальную деятельность
-путем экспериментальной деятельности установить, что вода- это жидкость, без вкуса и запаха, прозрачна, не имеет собственной формы, превращается в лед при замораживании.
- уточнить знания детей о значение воды в природе
2. Развивающие
-развивать познавательную активность в процессе экспериментирования
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-развивать умственные операции: сравнение, обобщение, умение анализировать
-развивать умение делать умозаключения, иметь свое мнение, самостоятельно формулировать выводы
-активизировать и обогащать словарь детей по теме.
- продолжать формировать умение детей отвечать полным ответом
- продолжать учить составлять рассказ по мнемотаблице
- развивать моторику рук
3. Воспитательные:
-воспитывать умение действовать в коллективе
-воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу
- воспитывать самостоятельность
- воспитывать у детей интерес к экспериментированию
Ход занятия:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
(Вода)
(Слайд 1)
В: Ребята, мы будем говорить о воде.
В: А где мы можем её увидеть?
Дети : в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т. д.
(Слайд 2)
В: Кому нужна вода?
Дети : людям, животным, птицам, растениям. (Дети на доску вывешивают карточки) или слайды
(Слайд 3)
В: Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему?
Дети : растения надо поливать водой - иначе они погибнут.
Животные тоже пьют воду, а некоторые в ней живут (рыбы). Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, мыть, закаляться, отдыхать возле воды.
В:. А если воды не будет? Что произойдет? Как вы думаете?
Ответы детей:
В:Я знаю, что где-то далеко есть волшебная страна, в которой правит королева Вода. Сегодня я предлагаю отправиться к ней в гости.
(Слайд 4)
В: Давайте скажем слова: «Раз, два, три в волшебной стране окажись»
- Ребята! Да это же сама Королева Вода. Давайте послушаем, что она говорит
(Слайд 5)
ВОДА: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. В моем королевстве случилась беда. Злой колдун заколдовал воду и она исчезла.
(Слайд 6)
Высохли реки, озера и моря. Гибнут рыбы, животные, растения.
В. : Как мы можем помочь?
Вода: Вам необходимо узнать все о свойствах воды и рассказать. Тогда злые чары рассеются и заклятье будет снято. Я очень надеюсь на вашу помощь.»
В: Ребята, вы согласны помочь?
В: Для этого мы отправляемся в научную лабораторию и будем настоящими учеными.
В: Чем занимаются ученые?
Д: Наблюдают, изучают….
(Слайд 7)
В : Наденьте белые халаты.
В : Кто знает как нужно вести себя в лаборатории
Д: 1. Внимательно слушать воспитателя.
2. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
В : Занимайте свои места
Дети садятся
(Слайд 8)
В :Давайте подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
«Вы слыхали о воде»
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, ,в океане,
И в водопроводном кране.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
ОПЫТ 1: вода – это жидкость
Педагог: Считается, что вода жидкая. Давайте проверим.
Перед вами 2 стакана 1 пустой, 2 с водой.
Перелейте воду из одного стакана в другой. Что мы видим?
Ответы детей: Вода льется.
Почему?
Потому, что она жидкая.
Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Какой можно сделать вывод?
Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой.
- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.
Опыт 2: вода не имеет формы
В:Как вы думаете, есть у воды форма?
Д: Нет
В:Почему?
Д: Она льется.
Вывод: вода не имеет формы.
Опыт 3. «Вода не имеет запаха»
Педагог: Утверждают, что вода не имеет запаха. Давайте проверим. (дети сравнивают запах лимона и воды. Делают вывод, что у воды запаха нет).
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)
Опыт4: вода не имеет вкуса
Считается, что вода не имеет вкуса. Давайте проверим. Попробуйте дольку лимона. Лимон какой? (кислый). Попробуйте воду. Есть ли вкус у воды? (нет вкуса).
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).
Опыт 5: вода не имеет цвета
Как вы думаете, есть у воды цвет? Давайте проверим. Возьмите стакан с соком. Какого цвета сок? А вода?
Вывод: вода не имеет цвета.
Опыт 6: вода прозрачная
Педагог : Утверждают, что вода прозрачная. Давайте проверим. Опустите в стаканчик с соком игрушку. Видим ли мы эту игрушку? (не видим). Опустите игрушку в стаканчик с водой. Видим ли мы игрушку? (видим). Какой сделаем вывод? (вода прозрачная).
Вывод: вода прозрачная
Педагог: Что произойдёт с водой если её нагреть?
Д: Превратится в пар
Слайд 9
Педагог: Что произойдёт если воду заморозить? Как вы думаете?
Д: Превратится в лед
Педагог: Я вчера поставила воду в морозилку. Давайте посмотрим, что с ней произошло.
Педагог: Рассмотрим кубики льда (дети рассматривают кусочки льда)
Педагог: Какой лёд? (холодный, прозрачный, гладкий)
Педагог: А что будет, если сильно нагреть? (растает, превратится в воду).
Вывод: вода может быть льдом, паром, жидкостью.
Вывешивается символ этого свойства воды
Педагог: Работа в лаборатории подошла к концу, наведите порядок. Педагог: Подойдите, пожалуйста, к доске. Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?
(Слайд 10)
Упражнение «Рассказ по опорным картинкам»
(дети рассказывают по опорным картинкам - символам)
Вода – это жидкость,
её можно налить, перелить, вылить
она принимает форму того сосуда, в который её налили.
Вода – бесцветная
Вода не имеет запаха
Вода – не имеет вкуса.
Может быть льдом и паром
(Слайд 11) Видео
В: Ребята посмотрите произошло чудо. Мы расколдовали воду!
Включить звук
Вода: Ребята спасибо вам! Вы спасли страну от засухи
В: Пора возвращаться в дет. сад.
Давайте встанем в круг и скажем: «: «Раз, два, три в дет. саду окажись»
(Слайд 12)
Итог : Вам понравилось проводить опыты? Что нового вы узнали? Какой опыт понравился?
Ответы детей: