Елена Косарева
Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебная страна мыльных пузырей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебная страна мыльных пузырей»
Цель: Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри. Учить самостоятельно, проводить «исследование», размышлять, обобщать результаты опытов. Познакомить детей с нетрадиционным приё мом рисования: изображение мыльными пузырями.
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности в средней группе „Волшебная страна мыльных пузырей“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивать дыхание, способствовать более глубокого вдоха и более длительного выдоха, познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, аккуратность в работе с мыльной пеной.
Материалы к занятию : листы бумаги, карандаши цветные, стаканчики с водой, прозрачная ёмкость с водой для каждого ребёнка, мыло различной формы, цвета и запаха, гуашь, коктельные трубочки, салфетки, пластмассовые ложки.
Предварительная работа: чтение стихотворений К. Чуковского «Мойдодыр» и А. Барто «Девочка - чумазая», экскурсия в прачечную; наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно – гигиенических процедур; русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Методические приемы :Игровой – письмо от Пузырика, коробка. Словесный – вопросы, беседа. Наглядный – показ. Практический – проведение опыта, экспериментирование
Ход занятия:
І. Вводная часть (организационный и мотивационный момент)
(Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику)
Игра для создания рабочего настроения «Здравствуй!»
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло
Всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг:
Слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте,
Всем, здоровья пожелайте,
Мы друг другу улыбнёмся – утро доброе начнётся. (Дети проговаривают вместе с воспитателем)
А у нас сегодня гости! Давайте им тоже улыбнемся и помашем ручкой!
Воспитатель: Ой, ребята, что же утром было,
Я же вам сказать забыла -
Утром в садик я пришла,
И письмо нашла! (Воспитатель держит в руках воздушный шарик, а на нем письмо с приглашением)
А прислал его очень необычный гость - воздушный шар - Пузырик. Давайте прочитаем.
Он приглашает вас в одну чудесную страну, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо. Ну что принимаем приглашение в волшебную страну? Но чтобы попасть в эту страну, нужно отгадать загадку:
Это наш хороший друг терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится. В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт и побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа. А руки станут чистыми.
Чистыми, душистыми. Узнали без труда?
ІІ. Основная часть
Воспитатель: Правильно, это мыло. Ребята, а для чего нужно мыло?
А разве нельзя вымыть руки и лицо обыкновенной водой?
Правильно, мыло отмывает грязь, уничтожает микробы и неприятные запахи. «От простой воды и мыла у микробов тают силы». А еще мыло может творить чудеса. Хотите посмотреть, какие чудеса может сделать мыло?
На столе лежит разное мыло твёрдое и жидкое
Ребята, у нас есть коллекция мыла. Давайте-ка внимательно рассмотрим ее.
Какое мыло бывает по форме?
Какое мыло бывает по цвету?
Какое мыло бывает по размеру?
Какое мыло бывает по запаху?
Какое мыло в бутылочках?
Для чего нужно мыло? ( Предположительные ответы детей: жидкое, твердое, туалетное - для всех, детское -для детей, хозяйственное - для стирки)
Воспитатель: А вы знаете, какое мыло растворится в воде быстрее твёрдое или жидкое? Давайте узнаем!
(На столах у детей стоят по два стаканчика с водой, на тарелочках лежат кусочки мыла, ложечки для помешивания)
Но для начала повторим правила безопасности во время работы с мылом:
Мыльные пальцы в рот не бери никогда
И не допускай попадания мыла в глаза.
Опыт№1 Мыло растворяется в воде
Воспитатель: Как вы думаете, дети, что в этих стаканчиках?
Дети: вода.
Воспитатель: Как вы догадались, что там вода?
Воспитатель предлагает детям понюхать.
Дети: она без запаха, прозрачная, бесцветная.
Воспитатель: Возьмите кусочек твёрдого мыла и положите в стакан с водой. Помешайте ложечкой. Что произошло? (Вода помутнела от мыла, твердое мыло в воде растворяется медленно)
Воспитатель: А сейчас я вам налью жидкого мыла в стаканчики, и посмотрим, что будет дальше?
(Берёт жидкое мыло, льёт в другой стакан всем детям)
Размешайте ложечкой мыло в воде. Что же произошло с мылом? Жидкое мыло растворилось в воде, а твёрдое мыло не растворилось.
Опыт №2 Мыльные пузыри
Воспитатель: Мыло умеет не только мыть, но и деток веселить. Мы попробуем сделать из жидкого мыла воздушные пузыри.
Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Надо взять немного мыла
И в водичке растворить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Воспитатель: А для того, чтобы совершить чудо, нам надо самим превратиться в добрых волшебников, необходимо срочно раздобыть волшебные палочки. Но где же нам их взять? Вот что послужит нам волшебными палочками – палочки для коктейля. С их помощью можно тоже творить волшебство.
Как вы думаете, что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? (выдуть через трубочки). Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя. Возьмите трубочки и подуйте в неё, опустив в воду с мылом.
Дунем в трубочки скорей,
Будет много пузырей.
(Дети делают пузыри сами).
Воспитатель: Что случилось с мылом в воде? Откуда взялись пузыри?
Дети: Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Воспитатель делает вывод: любое мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Какие пузыри у вас получились? (большие, маленькие, прозрачные).
Воспитатель: А мы ведь волшебники и можем пузыри сделать разноцветными.
Что нужно сделать для этого? (ответы детей, добавить гуашь). Выберите гуашь своего любимого цвета и растворите в воде. Подуем в трубочки и посмотрим, какими стали пузыри? (цветными).
Дети дуют в трубочки цветные пузыри.
Игра
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не пытайтесь их поймать!
Чуть дотронетесь рукой,
Хлоп. И пусто над тобой!
Воспитатель: Посмотрите, какие волшебные пузыри у нас получились! Спасибо Шарик, что пригласил нас в чудную мыльную страну! Вот видите, какие фантазии живут в капельке воды и мыла.