Светлана Черникова
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по познавательной деятельности «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по познавательной деятельности — «Богатство нашей планеты» (эксперимент с воздухом).
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по познавательной деятельности „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности, закрепить правила безопасности поведения во время проведения экспериментов. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Организационный момент:
Перед детьми ставится исследовательская задача – воспитатель предлагает с помощью разных предметов доказать, что нас окружает воздух.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и друг другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Воспитатель: теперь присаживайтесь на ковер.
- Ребята, скажите, что нас с вами окружает? (дома, деревья, птицы, животные)
- Правильно! А что необходимо, для жизни и человеку, и растениям, и животным? (пища, вода, воздух)
- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Правильно, это воздух.
- Вы знаете, сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут).
- Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Что вы почувствовали. Когда не дышали? Вам было комфортно?
Какой вывод можно сделать?
-Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).
- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)
- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.
- Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, вокруг нас и как его обнаружить».
- Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
- В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.
Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.
- Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут к столам)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы (дети садятся)
Итак, начнем наши опыты:
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
Воспитатель: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
- Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
- Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох и коктейльные трубочки. Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (Ответы детей) А хотите оживить горошины? А как это можно сделать? Что нам может помочь? (Ответы детей) Правильно, воздух. Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки) Что происходит? Появились пузырьки – это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? Они двигаются. Что же нам помогло оживить горошины? Правильно, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. Молодцы!
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
- Если подуть в бутылочку, крышки от фломастера, или сдуть шарик. Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
- А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)
Физкультминутка:
Ветер веет над полями,
И качается трава.
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперед,
А потом наоборот.
Мы взбираемся на холм,
Там немного отдохнем (шагают на месте)
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
- Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.
- Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.
- Хотите попробовать?
- Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать ( показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать)
- Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей)
- Какой опыт вам показался интересным больше всего?
- Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Ребята, а ведь с воздухом можно еще поиграть!
Игра «Парашют».