Наталья Старовойтова
Конспект экспериментально-познавательной деятельности с детьми подготовительной группы. «Чудо-воздух, он везде!»
▼ Скачать + Заказать документы
Чудо-воздух, он везде!
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
Публикация «Конспект экспериментально-познавательной деятельности с детьми подготовительной группы, „Чудо-воздух, он везде!“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета) и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор.
- воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Методы и приё мы: сюрпризный момент и игровой, словесные указания, художественное слово, вопросы к детям, индивидуальное и хоровое проговаривание, поощрение.
Словарная работа: Опыт, эксперимент, лаборатория.
Оборудование для детей: для опытов - полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, пластмассовые стаканчики, воздушные шары разных цветов и размеров, атрибуты работников лаборатории (бейджики, головные уборы);
для ИЗО деятельности – кисти широкие, трубочки для коктейля, баночки для воды, подставки для кисти, палитра с коричневой гуашью, листы тонированной бумаги голубого, зелёного или светло-сиреневого цвета.
Оборудование для воспитателя: веер, баночки с плотными крышками, компьютер, интерактивная доска или проектор, магнитная доска.
Ход занятия:
Орг. Момент.
Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
(Раздаётся стук в дверь и «входит» грустный клоун)
Воспитатель: - Ребята, а вам не кажется, что клоун какой-то невесёлый? А как вы думаете, почему?
Воспитатель: - Верно, наверное, оттого, что 1 из шариков маленький. А как помочь клоуну, что надо сделать с шариком? (ответы детей)
- Верно, мы должны его надуть.
Воспитатель: - Каждый, из вас не раз надувал шарики, и они из маленьких, превращались в большие. Как вы думаете, почему это так происходило?
Воспитатель: - Верно, потому что мы вдували в них воздух.
Клоун: - А что такое воздух?
Воспитатель: - Ребята, воздух – это то, что нас окружает, то чем мы дышим, я вас приглашаю в мини-лабораторию, в фантастический мир опытов и исследований. А сейчас мы с вами превратимся в настоящих учёных.
Дети с помощью воспитателя «превращаются» в учёных.
Воспитатель: Ребята. А вы знаете, как поймать воздух? Давайте, поиграем в игру «Поймай воздух».
Опыт 1. «Как поймать воздух?»
Воспитатель: - Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пустой).
- Да, он пустой, давайте его сложим в несколько раз. Смотрите, каким он стал. Открываем его, заглянем внутрь. Есть там что-нибудь?
А теперь закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
Воспитатель: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке и приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какого цвета? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный невидимый – свойство газа.
Посмотрите, как мы обозначим это свойство (прикрепляю пиктограмму).
Воспитатель: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А в каких ещё предметах мы можем увидеть воздух? Поищите глазками в нашей лаборатории эти предметы (надувной круг, мяч, спасательный жилет).
а теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым.
Вывод. Значит, воздух есть вокруг нас.
Воспитатель: - А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
- А давайте проверим!
Опыт 2. «Воздух внутри нас»
Воспитатель: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: - Выходят пузырьки.
Воспитатель: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: - Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
Вывод. Воздух внутри нас.
- Воздух, который внутри у нас, выходит в виде пузырьков, а попадая в воду, поднимается вверх. А почему пузырьки поднимаются вверх?
(ответы детей)
Воспитатель: - Потому что воздух легче воды.
Опыт 3. «Воздух жизненно необходим»
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: - Нет, не может.
Воспитатель: - Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Воспитатель: - Правильно, человеку воздух необходим. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько секунд.
Воздухом дышат люди, животные, он необходим всем живым существам.
Вывод. Воздух необходим для дыхания всем живым организмам.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
- А где воздух будет чистым и свежим!
Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Воспитатель: - Ребята, нам очень повезло, у нас есть верные друзья, которые помогают очищать воздух - это растения. В лесу воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, животные, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели).
Где много зелени, воздух чище, свежее, там легче дышится.
- Растения являются лёгкими всей планеты.
- О чистоте воздуха нужно заботиться!
Опыт 4. «Воздух может двигаться»
Воспитатель: - Следующее наше исследование. А сможем ли мы почувствовать воздух? (да).
Давайте проверим. Что вы чувствуете? (ответы)
- Правильно, мы чувствуем ветерок. Какой ветерок? (прохладный). Ведь ветер – это движение воздуха.
Вывод: Значит, воздух может двигаться.
А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали? (теплый ветер).
- А теперь пригласим его к нам.
Физкультминутка
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? Хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистого-пречистого воздуха найду! Потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самого полезного воздуха найду! Руки накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самого кристального воздуха найду! «фонарики»
Воспитатель: А как вы думаете воздух имеет запах? Сейчас мы это проверим.
Опыт 5. «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
Воспитатель: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).
Воспитатель: - Правильно, воздух
Воспитатель: - А когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет (воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, лимон, чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что-то почувствовали, только Саша ничего не почувствовал. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Как вы думаете, почему все баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы).
Вывод: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет.
Вывод: Значит, воздух не имеет запаха, а запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем что, воздух есть вокруг нас и внутри нас. А как вы считаете, есть ли воздух внутри других предметов.
Опыт 6. «Воздух есть везде»
Воспитатель: Давайте мы это и проверим. Возьмите предметы (сахар, губка, мелок) сейчас мы опустим их в воду и понаблюдаем, есть ли в них воздух.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: Мы видим пузырьки.
Воспитатель: - Как вы считаете, что это за пузырьки?
Дети: Я считаю, что это воздух выходит из наших предметов.
Воспитатель: Если воздух есть вокруг нас, есть воздух внутри нас и есть воздух в других предметах, то какой мы может сделать вывод?
Дети: Что воздух есть везде.
Воспитатель: - Ну, что такое воздух?
- Ребята, давайте вспомним свойства воздуха.
Клоун: - Как я рад, что попал к вам. Много узнал и увидел интересного. Я хочу подарить вам воздушные шарики. Спасибо. До новых встреч.
Продуктивная деятельность. «Превращение кляксы»
Воспитатель: - Ребята, я вам сегодня предлагаю рисовать необычным способом – воздухом.
Показ и объяснение последовательности выполнения.
Самостоятельное выполнение рисунков и анализ работ.
Подведение итогов.
Воспитатель: - Какие вы молодцы! Смогли сегодня сделать столько открытий! А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.