Анна Витюк
Занятие в подготовительной группе по экспериментально-познавательной деятельности «Весна идет, весне дорогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Анна Витюк Занятие в подготовительной группе по экспериментально-познавательной деятельности.
Тема: «Весна идет, весне дорогу»
Цель: создать условия для расширения и закрепления у старших дошкольников представлений о весне посредством познавательно-речевой и экспериментальной деятельностей
Образовательные задачи:
1. Обобщить и закрепить у детей представления о признаках весны.
Публикация «Занятие в подготовительной группе по экспериментально-познавательной деятельности „Весна идет, весне дорогу“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
3. Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Развивающие задачи:
1. Развивать связную монологическую и диалогическую речь.
2. Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
3. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
4. Активизировать словарь по теме занятия.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать дружеские отношения при совместной деятельности.
2. Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
3. Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Словарная работа: сосулька, испарение, радуга.
Материал и оборудование:
Ход занятия:
Организационный момент:
Эмоциональное вхождение в занятие «Здравствуйте». Работа в парах, стоя.
- Дорогие ребята, в начале нашего занятия я предлагаю поздороваться.
Дети поочередно касаются одноименных пальцев своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-Желаю (соприкасаются большими пальцами)
-Успеха (указательными)
-Большого (средними)
-Во всем и везде (безымянными)
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
Основной этап
- Сегодня утром я обнаружила конверт с надписью «Детям детского сада «Родничок, группа Ромашка». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Посмотрите, здесь книга. Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Да)Давайте прочитаем! (предлагаю всем сесть и читаю сказку).
(Вначале сказки добавить муз. сопровождение).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод» (по ходу сказки сказка сопровождается слайдами времен года (Сказочными)
- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван.
- Как вы думаете, о каком чуде может говорить Весна?
- Но в конверте есть небольшая подсказка - карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и солнце. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце) (можно в виде пазла солнце сделать, чтобы они собрали его на полу или на парте-двигательная активность)
- Ребята, посмотрите, сколько туч нагнала зима, чтобы солнышко нам не светило и весна не пришла к нам (слайд затянутого неба с тучами). Давайте мы с вами попробуем разогнать тучи и солнышко опять засветит ярко и тепло. Зима приготовила для нас с вами очень сложные задания, которые нам необходимо пройти. Для начала, мы с вами наденем специальную одежду, которая поможет нам быть невидимыми для зимы- это шапка-невидимка и волшебный плащ. (мед. шапочка и накидка).
(Каждый эксперимент проделываем за отдельной партой)
1 опыт: «Растопи снежинку»
Ребята, посмотрите, что это у меня? (Сосульки)
- Зима специально приготовила для нас сосульки, которые без солнца и тепла никогда не растают.
-Как появляются сосульки весной? (Солнце начинает греть сильней и снег тает, на крышах появляются сосульки)
- А вы знаете что есть такая примета: «Длинные сосульки – к долгой весне». Давайте теперь попробуем проверить эту примету. Но без вашей помощи мне не обойтись. Нам нужно растопить сосульки и приблизить весну.
И если у нас с вами все получится, одна из тучек исчезнет
-Как мы с вами можем это сделать, ведь у нас с вами ничего нет для этого? (дети высказывают предложения)
- Предлагаю, растопить сосульку от тепла собственных рук. (выполняем задание).
–Какой вывод можно сделать?
-Молодцы, справились с заданием и посмотрите, одна из тучек исчезла (показ слайда).
2 опыт: «Эксперимент тучка»
- Ребята, вы все знаете, что весной солнце начинает пригревать землю. Снег тает, превращается в лужи и ручейки. А что происходит с водой, если ее нагревать? (Она испаряется) (Показываю наглядно на слайде как это –испаряется вода)
- То же происходит и в природе. Под действием солнечных теплых лучей вода начинает испаряться. Этот пар скапливается в небе. Так появляются облака. Они становятся все больше и больше. Из белых облачка превращаются в темные тучи. Это значит, что пара уже в них скопилось столько, что они не могут больше удерживать ее в воздухе. И вот края тучи темнеют, а скопившаяся вода начинает выливаться обратно на землю. И начинается дождь.
-Мы с вами помним, что зима нагнала на весну много туч, которые без нашей с вами помощи весне не разогнать. Давайте еще поможем весне.
- Для этого нам понадобится кувшин с водой, а сверху мы нанесем большой слой пены для бритья. Набираем в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капаем сверху на пену. Если с тучки пойдет дождь, то мы с вами разгоним еще одну темную тучку, подготовленную зимой. А если нет, то весна никогда не придет к нам… (смотрим, капли красящегося вещества проникают сквозь пену, имитируя дождь).
- Ну вот, мы справились с вами еще с одним сложным заданием. (слайд с исчезанием тучи)
- Осталось совсем немного и наше солнышко освободится от туч. А сейчас давайте немного отдохнем с вами.
Физминутка (слайд с весенними цветами)
- Давайте представим, что мы с вами весенние цветы.
Вырос цветок на весенней полянке (Дети соединяют неплотно ладони)
Нежную голову робко поднял. (поднимают их перед собой).
Ветер подул – он качнулся неловко,. (Покачивают ладонями медленно).
Он испугался, затрепетал. (Быстро)
Ветер бутоны качает упрямо (Наклоняют ладони соответственно)
Вперед и назад, налево, направо. (вперед, назад, влево, вправо)
-Молодцы, ребята, ну что нам нужно двигаться дальше, чтобы помочь солнцу.
3 Опыт «Радуга»
-Нам осталось разогнать еще одну тучку, и солнце решило нам помочь. Ребята, для начала мне скажите, что бывает когда идет дождь и светит солнышко (Радуга)
- А кто из вас может назвать, какие цвета у радуги? (ответы детей)
- Молодцы! Давайте мы с вами выучим фразу, с помощью которой вы сможете в любое время нарисовать радугу. (фраза сопровождается небольшим видео с обьяснением цветов радуги).
* Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
- А сейчас я предлагаю вам создать свою радугу и если у нас с вами все получится, мы разгоним последнюю тучу и к нам наконец то придет весна!
(в ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонаря. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появится радуга. При возможности дети могут попробовать сами поймать радугу.)
Объяснение опыта: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части - в виде радуги.
- Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе (слайд солнца без туч).
-Дети, как вы думаете, почему Солнышко нам улыбается? (прогнали зиму)
-
Итог :
-что мы сегодня делали на занятии? (обращаемся к экспериментам)
Дети: Слушали, Говорили, Экспериментировали.
Рефлексия: Приглашаю всех пройти на лужайку и сесть в кружок.
- Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко) А вы его добрые и умные лучики, от которых всем тепло и радостно.
(Если останется время, можно завершить хороводом с этими лучиками под музыку)
- Вам понравился занятие?
Занятие окончено, до свидания.