Екатерина Бачегова
Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо-магнит»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе «Чудо магнит».
Составлен воспитателем первой квалификационной категории Бачеговой Е. А. 2015 г.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
Образовательные:
Формирование у детей знаний о свойствах магнита (форма, размер)
Учить приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-опытнической деятельности в средней группе „Чудо-магнит“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Дать понятие о практической значимости магнита.
Развивающие:
Развитие познавательной активности детей.
Развитие мыслительных операций, умения делать выводы.
Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
Воспитательные:
Воспитание устойчивого интереса к исследовательской деятельности.
Воспитание навыков сотрудничества.
Воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим в ходе совместного экспериментирования.
Методы и приемы, используемые на занятии :
Словесный рассказ воспитателя.
Беседа.
Наглядный показ слайдов.
Практическая исследовательская деятельность.
Предварительная работа:
Создание коллекции: «Игрушки- магниты»
Беседа на тему; «Что такое магнит?»
Д/ и: «Рыболов», рассматривание детской энциклопедии.
Словарная работа: магнит, примагничивается.
Материал: стаканчики с окрашенной водой, металлические и неметаллические предметы, «посылка», фартуки,
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Цель: Создание у детей интереса к последующей практической деятельности.
Дети входят в зал останавливаются около воспитателя.
-Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня в детский сад пришла посылка, на которой написано: «Детям средней группы». По –моему, это наша группа или я не права?) Может, откроем её и посмотрим, что же там находится. Да здесь и письмо есть давайте прочтем и узнаем кто его прислал. (открывают письмо). (песня «Толстый Карлсон» 1 куплет). Вы поняли от кого оно?) (слайд). (звуковое письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам, Карлсон, который, живет на крыше. Со мной недавно произошла необычная история. Я вчера поссорился с одной вредной вороной, которая утащила у меня все блестящие предметы. Я замахнулся на неё палкой, а она на меня рассердилась. И когда я собирался лететь к Малышу в гости, ворона, бросила в меня какую- то страшную штуку. Эта штука прицепилась к моему моторчику, и он перестал работать. Я пробовал её отцепить, но она снова прилеплялась. Я еле - еле её оторвал и отправил к вам в посылке. Помогите мне узнать, что это такое». Ваш Карлсон.
Воспитатель
Вы готовы посмотреть, что находится в этой посылке?) А вам не страшно?)
(заглядывая в «посылку» и загадывает загадку)
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Что же это такое? (магнит)
2. Знакомство со свойствами магнита.
Воспитатель:
-Вот перед нами обычный магнит.
Много секретов в себе он хранит.
Рассматривание магнита: (стоя)
Возьмите его в руки и внимательно посмотрите: Какого он цвета? Какой формы? Какой он на ощупь? Гладкий или шероховатый? Холодный или тёплый? Твердый или мягкий? Тяжелый или лёгкий? С запахом или без? Можно ли отломить от него кусок? (ответы детей).
Вывод: Все магниты гладкие; холодные; без запаха; твёрдые; не ломаются; магниты бывают разного размера (большие и маленькие, большие - тяжёлые, а маленькие легче; они бывают разной формы.
(слайд)
Ребята, а давайте мы с вами поэкспериментируем с магнитом. Но сначала вспомним, какие правила необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду. (одевают фартуки)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот.)
Дети одевают фартуки, садятся за столы.
Опыт 1. «Какой магнит сильнее?». (сидя)
Цель: определение зависимости силы притяжения магнита от его величины.
Воспитатель:
Ребята, а вы знает, что Карлсон очень добрый и внимательный. Он любит дарить всем подарки, изготовленные своими руками. И ему хотелось бы подарить бусы Фрекен Бок. Но как их изготовить он не знает. Мы можем ему помочь?) Давайте, научим Карлсона изготавливать бусы с помощью магнита.
На столе лежат 2 магнита: большой и маленький.
-Как вы думаете, какой магнит сильнее большой или маленький? С помощью какого магнита получатся длинные бусы? …., короткие?) Давайте проверим.
(работа в парах)
На столе рассыпаны скрепки. Девочки берут маленький магнит, а мальчики большой. Подносим магниты к скрепкам.
-Сколько скрепок притянул маленький магнит? (ответы детей)
-Сколько притянул большой магнит. (ответы детей)
Какой магнит притянул скрепок больше? (большой магнит)
Значит, какой из магнитов сильнее?)
Вывод: Большой магнит сильнее, так как он притянул больше скрепок.
Опыт 2: «Все ли притягивает магнит?» (стоя)
Цель: Формирование знаний,о том что магнит притягивает лишь металлические предметы.
Воспитатель:
Карлсон - известный шалун. У себя дома он устроил настоящий кавардак, он перевернул всё в верх и даже испортил мебель. Ему опять необходима помощь. Если вы поможете Карлсону навести порядок, он будет вам благодарен.
1 стол: Карлсону надо купить новую мебель, да вот беда – деньги с пуговицами перемешались. Их необходимо разделить.
2стол: А вам надо навести порядок в коробках с конструкторами - металлическим и пластмассовым.
3стол: Вам необходимо помочь навести порядок на кухне - Карлсон перемешал фасоль со скрепками.
Как можно отделить одни предметы от других? Что вы будете делать? ….) Подумайте, с помощью чего вы это можете сделать быстрее? (использовать магнит)
Приступайте (педагог подходит по очереди к подгруппам детей и проверяет их).
А сейчас проверяем.
1 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей).
(слайд) Правильно!
2 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей). Правильно!
3 стол: - Какие предметы притянулись к магниту? (ответы детей). (слайд) Правильно!
- Почему они примагнитились?) Из чего они изготовлены?) Какие они? (ответы детей) .
- А какие предметы к магниту не примагнитились? (ответы детей)-
Вывод: магнит притягивает лишь металлические предметы.
3. Физкультурная минутка.
Устали? Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха.
«Магнетизм».
Цель: Закреплять представления о свойствах магнита, развитие внимания.
Воспитатель называет предмет и протягивает руки к детям. Дети протягивают руки к воспитателю, если предмет притягивается магнитом. Если нет, то прячут руки за спину (мяч, колокольчик, булавка и т. д.) .
Воспитатель: Продолжим, наши волшебные опыты?
Опыт 3. «Действие магнита через другие материалы». (сидя)
Цель: Определение возможности магнита притягивать одни предметы через другие.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что любит Карлсон? (варенье). А ещё он любит вкусный и сладкий компот. Но вредная ворона набросала туда скрепки или шайбы. Вот, посмотрите. (воспитатель ставит на столы стаканы с подкрашенной водой и «мусором»). Кто знает, как мы можем их оттуда достать?) Ложки у нас нет, ворона утащила; руками забираться в стакан – не красиво да и не хочется.) Ну что не можете? ….) А я могу вам в этом помочь. Нужно прислонить магнит к стакану на уровне скрепки.
После того как скрепка приблизится к стенке стакана, магнит медленно двигаем вверх. Скрепка будет двигаться за магнитом и ее можно легко достать, не замочив рук.
Дети пробуют самостоятельно.
Что мы можем сказать (ответы детей)
Вывод: Магнит может примагничивать через стакан и воду.
4. Практическая значимость магнита. (стоя)
Цель: Формирование знаний детей об использовании магнита людьми.
- Воспитатель:
А знаете ли вы в каких предметах люди используют магнит)
Магнит помогает людям быстро убирать ненужный железный мусор. (слайд)
Изготавливать пластиковые карточки (слайд,
диски (слайд)
Люди делают из магнита украшения: серьги, браслеты, кольца, бусы (слайд)
А еще магнит используют для изготовления игрушек, игр для детей, магнитов на холодильник, магнитной азбуки. (слайд)
Вот так широко использует человек магнит в повседневной жизни.
5. Итог.
- Воспитатель
- Ребята, вам понравились проводить опыты?
Что нового вы узнали о свойствах магнита?
Почему же магнит прицепился к моторчику Карлсона?) И конечно же Карлсону надо помириться и подружиться с вороной.
- А ещё, Карлсон оставляет вам в подарок свои портреты и эти магниты. Ими можно обследовать группу и узнать, какие предметы могут примагничиваться.