Ирина Новикова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Магнит творит чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытническо – экспериментальной деятельности в подготовительной группе на тему : «Магнит творит чудеса».
Цель: Систематизирование знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Задачи: Формирование познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнита. Побуждение детей к самостоятельному поиску возможных путей решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, развитие умения делать выводы, фиксирование результатов проведенных опытов, развитие умений делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности. Совершенствование умения устанавливать причинно-следственные связи. Развитие активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Актуализация в речи детей слов и словосочетаний: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле», «отталкивает». Формирование основ безопасного поведения при проведении опытов и экспериментов, аккуратности в работе. Предварительная работа: 1. Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, истории открытия магнита, рассматривание различных видов магнитов. 2. Чтение. М. Константиновский. Почему Земля магнит. Журнал «Смешарики». Магнетизм. 3. Просмотр слайдовых презентаций на тему: «Техника безопасности при проведении опытов», просмотр мультфильмов «Фиксики. Магнит», «Смешарики и магнит», «Лунтик и магнит», «Томас и его друзья. Магнит». 4. Игры с «Чудесными варежками» (варежки с вшитыми в них магнитами). 5. Домашние опыты на тему «Найди предметы, к которым притягивается магнит» 6. Игры с магнитной доской и магнитными буквами, магнитными геометрическими фигурами.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе „Магнит творит чудеса“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Оборудование: Ноутбук, телевизор, коробка с новым металлическим конструктором, слайдовая презентация на тему «Как человек использует магнит».
Материалы на каждого ребенка:Магниты разной формы, металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди, кусочки проволоки, гайки, шайбы, шурупы, железные пластинки и т другие, лоскутки ткани, меха, предметы из резины, пластмассы, картон, кусочки кожи, бумага разной плотности и фактуры, миски с крупой, стаканы с водой, карточки с лабиринтами, заготовки таблиц, подносы для раздаточного материала.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитанники группы самостоятельно играют в разнообразные игры в центрах активности. В группу приходит ребенок из соседней группы с новым металлическим конструктором в коробке.
Ребенок: Ребята, здравствуйте! Я посещаю старшую группу №9, которая находится рядом с вашей группой. Мне 6 лет. Меня зовут Саша. Дело в том, что воспитатели группы приобрели в группу вот такой конструктор, который состоит из металлических шариков и палочек, к которым они притягиваются. Из этого конструктора можно строить разные фигуры и необычные постройки. Воспитательница сказала, что палочки к которым
2
притягиваются шарик, называются магнитами. Мне этот конструктор очень нравится, но мне хотелось бы больше узнать о магните, какими еще свойствами обладает магнит, как он действует на другие предметы (бумагу, ткань, кожу и тд., может ли действовать на металлические предметы через преграды (дерево, стекло и тд.). Наталья Михайловна, наша воспитательница предложила мне получить ответ в вашей группе, так как вы много знаете, часто экспериментируете с разными предметами и поможете мне найти ответ на мой вопрос.
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Саше ( ответы детей: да, конечно, обязательно поможем) А мы сможем помочь Саше? Что мы можем для этого сделать? (посмотреть мультфильм о магните, прочитать энциклопедию, рассказать, поэкспериментировать и тд.) Воспитатель: Саша, оставайся с нами и все вместе мы найдем ответ на твой вопрос. (воспитатель открывает коробку с конструктором, совместно с детьми рассматривает ее содержимое, находит магниты и задает вопрос : «А кто знает, что это такое? (Ответы детей). А какой он на ощупь? (Дети обследуют предметы и дают ответы - холодный, твердый, железный, тяжлый). Кто-нибудь из вас знает, как называется этот камень (магнит). Магниты бывают разных форм и размеров. У них есть полюса и если их соединить разными полюсами, то они притянутся, а если одинаковыми, то они будут отталкиваться, вот попробуйте (дети пробуют соединять магниты разными полюсами и одинаковыми полюсами, наблюдают и делают выводы). Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится большой поднос с разнообразными предметами и еще несколько подносов, на которых схематично изображены материалы, из которых они изготовлены. Предлагает детям глядя на предметы на столе самостоятельно придумать опыт (дети придумывают опыт «Вс ли притягивает магнит?» - Дети располагаются вокруг стола с заранее приготовленными предметами из разных материалов. Воспитатель задает вопрос: Какие предметы вы видите на столе? (Матршку, ложку, кубик, тарелку) – как узнать какие предметы притягивает магнит, а какие – нет? (предположения детей). Какой опыт можно провести? Как вы думаете, какой результат мы получим после проведения опыта? (предположения детей). Давайте проверим ваши предположения. Опыт : Дети подносят магниты к предметам и кладут их на соответствующий поднос (предметы, которые сделаны из металла кладутся на поднос, на котором изображен металлический болт, предметы, сделанные из пластмассы кладутся на поднос, на котором изображена пластмассовая деталь конструктора и тд.) Какие предметы притягиваются к магниту (ответы детей). Какие предметы не притянулись к магниту? (ответы детей) Кто догадался, почему?. (ответы детей) Магнит притянулся к. (перечисление предметов). Чем они похожи? (ответы детей) Из какого материала эти предметы) (ответы детей). Воспитатель: Матвей, расскажи, что ты делал и что у тебя получилось? ( Ответ ребенка: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки). Воспитатель: Саша, а какие предметы магнит не притянул? Саша: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик (спросить о результатах опыта нескольких детей). Воспитатель: Какой вывод можно сделать в результате этого опыта? (Это главное свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.)
Воспитатель хвалит детей и спрашивает: Вы видели, как выглядит самолет? Из каких частей он состоит? (хвост, крылья, иллюминатор и тд.) Чем он покрыт? (металлом) А вы хотели бы полетать на самолетах? (приглашает их встать в рассыпную, проводится физминутка «Самолет».
3
Руки в стороны - в полет (Дети поднимают прямые руки в стороны.) Полетит наш самолет. (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) Сделал правый поворот (Поворачиваются вокруг себя вправо, подняв правую руку.) Сделал левый поворот, (Поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку.) Крыльями покачал, (Покачивают разведенными в стороны руками.) Загудел и задрожал. (Поднимаются на носки и опускаются на всю ступню и гудят.) Начинается полет, (Наклоняют туловище вперед, руки разведены в стороны.) Полетел наш самолет, (Бегут по кругу, расставив руки в стороны.) Вот закончился полет, (Замедляют бег.) Приземлился самолет. (Дети опускаются на одно колено.)
Упражнение на дыхание: «Ушки»
Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо - влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз. Воспитатель приглашает детей пройти в лабораторию и занять свои места. Далее проводится пальчиковая гимнастика «Пальчики» :
Давайте приготовим наши пальчики. -Этот пальчик мой танцует Этот вот – кружок рисует. Этот пальчик ловко скачет, Будто лгкий-лгкий мячик. А мизинчик мой, малышка, Ноготком скребт, как мышка. А большой мой толстячок, Тот улгся на бочок. А теперь все по порядку Пальцы делают зарядку. Воспитатель: - Ребята, посмотрите на свои подносы и скажите какие опыты с магнитом можно провести с этим наборов предметов? (ответы детей) Какой опыт мы будем проводить первым? (предложения детей и совместный выбор одного опыта). Ваня предлагает проверить, как будет действовать магнит через различные преграды: бумагу разной фактуры, картон, ткань, резину, кожу. Давайте проведем этот опыт, вы согласны? (да) Как вы думаете, какой результат мы получим? Давайте проверим? Дети выбирают понравившийся им материал для опыта и проводят его. Дети делают вывод, что магнит притягивает металлические предметы через бумагу, ткань, кожу, резину, картон. Делают зарисовки полученных результатов в таблицы. Воспитатель: - Ребята, посмотрите на свои подносы и скажите какие еще опыты с магнитом можно провести с этим наборов предметов? (ответы и предположения детей).
4
Какой опыт мы будем проводить следующим? (предложения детей и совместный выбор одного опыта). Матвей предлагает проверить как действует магнит на металлический предмет, находящийся в банке (через стекло). Хотели бы вы провести этот опыт? Вы согласны? (да) Как вы думаете какой результат получим в конце опыта? Можно ли поднять со дна скрепку не замочив рук (гипотезы и предположения детей) Дети берут банку, наливают воду. В банку бросают скрепки, пуговицы. Магнитом ведут по стенке банки. Магнит поднимает скрепку. Воспитатель: Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать скрепку из воды, не замочив рук? (Ответы детей). Дети делают вывод: Стекло проводит магнетизм. Делают зарисовки полученных результатов в таблицы. Воспитатель: Саша (мальчик с 9 группы, какой опыт с магнитом ты хотел бы провести? Какое еще свойство магнита ты хотел бы узнать? «Я хотел бы поиграть с магнитом в игру «Магнитные дорожки» (ребенок рассказывает правила игры «У нас на подносах есть небольшие тонкие деревянные дощечки с изображением разного вида дорожек, скрепки и магниты). Нужно положить скрепку на дощечку и двигать магнитом скрепку, по нарисованным на дощечке, дорожкам – прямой, зигзагообразной, спиралеобразной. Воспитатель: как вы думаете, что произойдет со скрепкой? (гипотезы и предположения детей). Почему (ответы детей). Давайте проверим? Вы хотели бы в нее поиграть (да, конечно, хотим). Дети проводят опыт с разными дорожками. Что происходит со скрепкой? (скрепка как будто «танцует»). Почему двигается скрепка? (Ответы детей). Вывод: Магнит действует на металлический предмет даже через деревянную дощечку. Делают зарисовки полученных результатов в таблицу.
5
Дети выходят со своих мест вместе со своими таблицами с зарисовками результатов наблюдений и опытов.
Воспитатель: Саша, скажи, пожалуйста, ты получил ответы на свои вопросы (да) Ребята тебе помогли (да, очень) С каким волшебным камнем мы сегодня познакомились? Что нового вы сегодня узнали о магните? Дети смотрят в свои таблицы с зарисовками и отвечают на вопрос (Магнит притягивает металлические предметы. Имеет два поюса и если соединяются одинаковыми полюсами, то отталкиваются и их трудно соединить, а если разными полюсами, то примагничиваются друг к другу. Магнитные силы проходят через разные материалы. Магнит оказывает влияние на предметы даже на расстоянии.) Воспитатель: Ребята, вы молодцы много узнали о магнитах и его свойствах, а знаете ли вы как и где люди используют магнит (ответы детей).А хотели бы вы это узнать (ДА) Тогда я приглашаю пройти на коврики и посмотреть слайдовую презентацию на тему «Как человек использует магнит».
Дети совместно с воспитателем смотрят презентацию об использовании свойств магнита в жизни людей, в конце проводится небольшая беседа об увиденном. После показа презентации проводится гимнастика для глаз: Глубоко вдыхая, посмотрите на кончик носа. Сделайте задержку на несколько секунд и, выдыхая, верните глаза в исходное положение. Закройте глаза на небольшое время.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства? (Ответы детей - магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магнитные шашки, магниты-держатели в уголке природы и тд.).
Рефлексия:
Если вам было интересно, вы со всеми заданиями справились, то вы возьмете в коробочке красный магнит-смайлик,
Если вам было не очень интересно, вы испытывали затруднения при проведении опытов, но в следующий раз у вас все получится, то вы возьмете зеленый магнит - смайлик,
Если на занятии вам было не интересно, с заданиями вы не справились, но в следующий раз у вас обязательно все получится, то вы возьмете в коробочке синий магнит-смайлик.