Чукур Людмила Васильевна
Конспект НОД по организации экспериментально-исследовательской деятельности в первой младшей группе «В гости к Золотой рыбке»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия опытно – экспериментальной деятельности в первой младшей группе.
воспитатель Чукур Л. В.
В гости к Золотой рыбке
Предполагаемый результат:
- Дети называют свойства воды (прозрачная, льется, теплая – холодная, отражает);
- Рассказывают, для чего людям нужна вода (пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д.);
Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по организации экспериментально-исследовательской деятельности в первой младшей группе „В гости к Золотой рыбке“» размещена в разделах
- Золотая рыбка. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- «Сказка о рыбаке и рыбке», Золотая рыбка
- Темочки
Образовательные:
- Формировать представления детей о свойствах воды (прозрачная, льется, отражает);
- Формировать представления детей о воде, как о нашей помощнице (она нужна нам, чтобы пить, мыть посуду, поливать растения, стирать белье и т. д.).
Развивающие:
- Обогащать лексический запас новыми словами и понятиями, активизировать речь (прозрачная, льется, отражает);
- Развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения экспериментальной деятельности;
- Поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к воде и своему здоровью.
Приоритетное направление (образовательная область) в соответствие с ФГОСТ ДО : «Познавательное развитие» (ПР) интегрируется с направлением «Речевое развитие» (РР).
Методы:
Наглядный: наблюдение, демонстрация опытническо-экспериментальной деятельности,
Словесный: проблемные вопросы, побуждающие познавательную и речевую активность; использование художественного слова.
Практический: экспериментирование, показ способов действий, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приемы: внезапное появление объекта, создание игровой ситуации, смена деятельности.
Виды детской деятельности : игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, познавательная.
Индивидуальная работа:
- В ходе совместной деятельности задавать вопросы разной степени сложности, учитывая индивидуальные возможности детей.
- Оказывать помощь детям в процессе экспериментирования по их потребностям.
Оборудование и материалы: большая емкость с водой (таз); пластиковые баночки или контейнеры (по количеству детей); камешки (по количеству детей); приспособления для переливания воды: поварёшки, ложки, бутылочки (по количеству детей); приспособления для вылавливания предметов из воды: друшлачки, ложки, щипцы (по количеству детей).
Предварительная работа:
Тема Содержание Цель Форма организации
Вода Дидактические упражнения:
«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики и т. п. Учить детей манипуляциям с водой. Дать представление о том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы. Воспитывать культурно-гигиенические навыки и желание играть сообща. Предметно-манипулятивная деятельность, режимные моменты.
«Водичка, водичка» Дать представление о том, что вода может литься, а может брызгать. Режимные моменты
«Напоим кукол» Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Часть занятия
«Чистые ручки» Дать представление о том, что руки станут чище, если их помыть водой. Игра
«Помощники» Дать представление о том, что предметы станут чище, если помыть их водой. Режимные моменты
«Теплая – холодная» Дать представление о том, что вода может быть теплой и холодной. Часть занятия
Чтение художественной литературы) : 3. Александрова «Капель», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Дождь», А. Барто «Девочка чумазая».
Разучивание наизусть потешек (см. Хрестоматию для малышей).
Ситуативный разговор: «Водичка, водичка, умой мое личико.», «Зачем нужна вода».
Дидактические игры: «Теплый – холодный», «Кто где живет».
Подвижные игры: «Капельки и тучка», «Солнышко и дождик».
Игры с водой и песком.
Наблюдение за дождем, снегом и поливом комнатных растений.
Ход занятия
В: Ребята! Сегодня нас пригласили в гости в музыкальный зал! Давайте сядем на наш любимый паровозик и поедем!
Д: Давайте!
Дети встают друг за другом и идут в музыкальный зал, воспитатель проговаривает текст потешки:
Едет, едет паровоз, две трубы и сто колёс, машинистом… Кто? Максим!
Дети заходят в зал и обращают внимание на гостей,
В: Ой, ребята! Так вот кто нас в гости пригласил! Что нужно сделать воспитанным и вежливым детям?
Д: Здравствуйте!
В: Ребята, а что это за шум? Давайте прислушаемся, на что похоже?
Д: Это шум моря!
В: Правильно, водичка шумит….Посмотрите вокруг…Что же тут у нас есть?
Д: Тазик!
В: А давайте посмотрим, что же в тазике у нас?
Воспитатель наклоняется над тазиком, видит своё отражение:
Ой, ребята… а тут Рыбка! И не только она, а ещё и моё отражение! Маша, загляни - ка в тазик, что ты видишь?
М: Себя, Машу.
В: Маша видит своё отражение, а Максим увидит? И Максим увидел!
Воспитатель предлагает всем детям заглянуть в воду и увидеть свое отражение.
В: Вот какая волшебная вода, все ребята в ней отражаются!
Воспитатель обращает внимание детей на рыбку и говорит за неё.
Зр: Здравствуйте, ребята! Это я вас в гости приглашала, мои детки, маленькие рыбки очень хотят с вами познакомиться и поиграть! А вы с ними поиграете?
Д: Да!
Зр: Ой, ловите их, ловите!
Воспитатель незаметно бросает маленьких рыбок в детские контейнеры.
В: Рыбка, почему ты переживаешь? Твои детки поиграют с нашими малышами и назад к тебе вернутся?
Зр: Мои детки – рыбки, они не могут жить без воды, а у вас в контейнерах нет водички!
В: А ведь и правда! Что же делать, ребята, как нам помочь малышам – рыбкам?
Предполагаемые ответы детей: Налить воды, пустить рыбок обратно к маме в большой таз
В: Так маленькие рыбки поиграть с нами хотят, если мы их к маме отправим, как играть будем? Давайте посмотрим, есть ли у нас приспособления, которые нам помогут?
Д: Да! Поварёшки, бутылочки, кувшинчики!
В: Выбирайте себе инструмент, который больше нравится и поскорее наливайте воду в ваши контейнеры!
Дети выбирают себе инструменты и переливаю воду из тазика в контейнеры, воспитатель комментирует их действия, помогает по мере необходимости, активизирует речь детей: Вот какая водичка, льётся, переливаем, наливаем и т. д.
В: Ну вот, ребята, комфорт для рыбок мы обеспечили, а теперь поиграем с рыбками? Что же есть тут у нас ещё? Смотрите какая красивая коробочка! Что же внутри? Гремит! Как вы думаете?
Д: Камушки, конфетки и т. д….
Воспитатель открывает коробочку, там ракушки, предлагает детям бросить ракушки в контейнеры к рыбкам, дети выполняют задание.
В: Ребята, скажите мне, а что вы видите в своих контейнерах?
Д: Рыбок и ракушки!
Воспитатель задает наводящие вопросы для объяснения свойства воды- прозрачная, мы все через воду видим и рыбок и ракушки.
В: Золотая рыбка беспокоится о своих детях и зовёт их к себе! Как же мы ей поможем? Как деток вернём?
Д: Посадим деток обратно в тазик.
В: Ой, а вода то у нас, мокрая, холодная, рукава намочим! Может есть что у нас ещё, что нам поможет?
Д: Сачки! Поварёшки, ложки!
В: Хорошо! Давайте попробуем!
Дети выбирают себе орудие действия и пересаживают рыбок обратно к маме – рыбке.
З. р: Спасибо вам, ребята, что в гости к нам пришли, с моими детками поиграли!
В: Золотая рыбка, а у наших детей еще много всяких интересных приспособлений и игрушек для твоих деток в группе есть! Пойдемте к нам в гости теперь?
З. р: С удовольствием!
В: Ребята, возьмём рыбок в гости к нам группу?
Д: ДА!
В: Мы сегодня познакомились, ребята с рыбками и водичкой. Какая водичка, что она делает? Отражает, льётся, прозрачная, холодная. А только ли рыбкам вода нужна? Нет! Правильно! Вода нужна всем людям, животным, растениям! Давайте скажем нашим гостям до свидания, сядем на волшебный паровозик и повезём рыбок в группу!
Д: До свидания!