Галина Горбань
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Путешествие в страну денег»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну денег
«Деньги – великий воспитатель, так как они позволяют воспитывать у детей честность, доброту, великодушие к близким людям, желание поделиться, способность к самоограничению и привычку тратить их разумно»
А. С. Макаренко
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги.
Публикация «Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Путешествие в страну денег“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Познакомить с различными свойствами металла и бумаги опытным путём.
Расширять активный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.
Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.
Развивающие:
Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Развивать интерес к экспериментированию с разными материалами.
Продолжать развивать связную речь детей, раскрывать творческий потенциал, продолжать активизировать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха». Просмотр мультфильмов С. Михалков «Как старик корову продавал», «Буратино». Рассматривание сюжетных картин «В магазине», «На рынке».
Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое развитие".
Материал для занятий : Монеты и купюры разного номинала, лупы.
Ёмкости с водой, железные монеты, бумажные купюры (не настоящие, карта для внесения результатов опытов.
Методы и приемы:
Организационный момент, художественное слово
Уточнения, опросы, игровые приемы
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(дети входят в группу)
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с гостями
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем»?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это деньги. И мы сегодня отправляемся в путешествие в страну денег. А как называется страна, где живут деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Эта страна называется - экономика.
Ребята вы знаете, что такое Экономика? Если нет, то я вам подскажу.
Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит вас разумно тратить деньги, экономить их.
Но вначале, я хочу спросить у вас, что вы знаете о деньгах, для чего они нужны?
Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
Дети передают копилку друг другу и называют, для чего нам необходимы деньги.
Воспитатель: Правильно, деньги нам нужны для покупки продуктов питания; одежды; игрушек; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков.
Как вы думаете, как в семье появляются деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?
Ответы детей
Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу.
А дедушки и бабушки получают пенсию. Пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать - семейный бюджет.
2. Основная часть. (Дети садятся на места)
Ребята, все вы видели, как выглядят деньги. Вспомните, из чего они сделаны?
Ответы детей.
Воспитатель: Деньги, которые сделаны из бумаги, называются купюры. Давайте все вместе повторим это слово. Как называются деньги, которые сделаны из бумаги? Купюры бывают 50, 100, 200, 500, 1000, 2000 и 5000 (Показ изображений всех купюр).
Посмотрите, все эти купюры разного цвета, чтобы не перепутать их.
А еще, деньги бывают металлические. Называются они монеты. Давайте повторим, как называются металлические деньги. Монеты бывают: 1копейка, 5копеек, 10копеек, 50копеек, 1рубль, 2 рубля, 5рублей и 10рублей (Показ изображений монет).
Воспитатель: Молодцы и теперь я предлагаю вам рассмотреть деньги с помощью лупы. Давайте вначале рассмотрим монету. Посмотрите, что изображено на одной стороне.
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, что изображено на другой стороне монеты.
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, на одной стороне изображен герб, а на другой цифра. Какая цифра изображена у вас? Как вы думаете, какая сторона главная у монеты? Главной, лицевой частью монеты считается та сторона, на которой изображен герб. Двуглавый орёл, который можно увидеть и на монетах, — это эмблема Банка России.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим бумажную купюру. Посмотрите, что изображено на бумажной купюре?
Ответы детей.
На купюре номиналом 200 рублей изображены достопримечательности славного города Севастополя. Лицевую сторону банкноты 200 рублей украшает изображения памятника Затопленным кораблям. Этот памятник Затопленным кораблям можно увидеть в центральной городском порту Севастополя недалеко от того места, где были затоплены семь боевых кораблей российской флота. Чтобы не допустить вражеские корабли в городскую гавань, было затоплено семь кораблей русского флота. Члены их экипажей встали в ряды защитников Севастополя.
На оборотной стороне купюры 200 рублей можно увидеть изображение фрагмента еще одной достопримечательности Севастополя - музея-заповедника, который по праву является самым известным историко-археологическим памятником не только Севастополя, но и всего Крымского полуострова.
- Посмотрите, есть ли на бумажных деньгах изображение герба?
Ответы детей.
Воспитатель: На бумажных деньгах нет изображения герба России, а
двуглавый орёл, которого можно увидеть банкнотах, — это эмблема Банка России.
- А как вы думаете, какие деньги удобнее бумажные или металлические? Ответы детей.
Воспитатель: Мнения разделились, поэтому, я предлагаю, это проверить, и, как настоящие исследователи, мы с вами будем записывать результаты в карту.
3. Экспериментальная часть
1 Эксперимент :
Воспитатель: Итак, начнем. Как вы думаете, для чего у нас лежит бумага? Правильно, бумага будет символизировать купюру.
Воспитатель: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумага помялась, а монета нет. Теперь давайте попробуем порвать. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумага мнётся, рвется; монета - нет. Какой вывод можно сделать?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется.
ВЫВОД: Что выигрывает? Монета! На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2 Эксперимент
Воспитатель: Нам нужна ёмкость с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Бумага намокнет, она боится воды, после промокания бумага теряет форму.
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?
ВЫВОД: Что выигрывает? Монета! На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами разомнем свои ручки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
«Будем денежки считать» : Один, два, три, четыре, пять (Загибаем пальцы)
- Будем денежки считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы рук)
- Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) Дом, в котором мы живём.
- Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
- На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
- Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
- Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)
3 Эксперимент
Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Виктория определит с помощью весов, что тяжелее монета или купюра.
Ответ Виктории.
Воспитатель: А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру, и определите, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь подуем? Что происходит с монетой? А что происходит с купюрой? Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра. На карточке напротив бумажной купюры ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества
4. Эксперимент
Воспитатель: Теперь Максим и Милана покажут, кто из них возьмет со стола 10 рублей. У Максима бумажная купюру в 10 рублей,а у Миланы 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите, пожалуйста, кто быстрее возьмет 10 рублей?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Правильно – бумажные.
ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра. На карточке напротив бумажной купюры ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества
Давайте посмотрим на наши колонки. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры, а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?
ВЫВОД: Правильно, нужны нам и монеты, и купюры!
Воспитатель: Где мы носим деньги, монеты и банкноты?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в кошельке. Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».
Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (воспитатель показывает пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них.
Ответы детей.
Воспитатель: Пластиковой картой можно расплачиваться в магазине за продукты, одежду, обувь, посуду и игрушки. А также оплачивать услуги за свет и воду. С помощью карты можно снимать деньги, даже когда банк закрыт. Для этого нужен банкомат. Банкоматы можно найти в торговых центрах, супермаркетах. Чтобы снять деньги с банковской карты, нужно знать пин – код, его нельзя называть другим людям, его знает только хозяин банковской карты.
4 Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось в школе «Экономики»? Расскажите, что вам понравилось.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а что нельзя купить за деньги?
Ответы детей.
Воспитатель: За деньги нельзя купить дружбу; за деньги нельзя купить уважение; за деньги нельзя купить любовь; за деньги нельзя купить семейное тепло и уют;
Воспитатель: Есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. (Достаю из копилки шоколадные монетки)