Такуи(Тамара) Атоян
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие:
-уточнить представление детей о свойствах воды: прозрачная, не имеет собственной формы, без запаха, без цвета, без вкуса и тд.
- развивать навыки проведения лабораторных опытов.
Социально-коммуникативное развитие: развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе „Волшебница-вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Речевое развитие: активизировать речь детей
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
3. Использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
4. Чтение художественной литературы.
5. Наблюдение за водой во время прогулок.
Демонстрационный материал:
Стаканчики, блюдце, ложки, кисточки, салфетки, вещества, которые мы будем растворять в воде (соль, сахар, краска) камушки, термос с кипяченой водой, зеркало, фартуки для каждого ребенка. Иллюстрации с изображением водоемов, водяных мельниц, водохранилищ.
Ход занятия:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит
Без нее вам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель : Ребята скажите мне, пожалуйста, о чем говорится в стихотворении?
Ответы детей. О воде.
-Скажите где и какую воду вы сегодня видели?
Ответы детей. В кране, луже, чайнике.
-Для чего нужна вода, и как мы ее используем?
Ответы детей. Варим, моем, стираем, поливаем.
Ребята, а давайте, представим, что на земле исчезла вода. Что снами будет (ответы детей)
-А что нужно делать, чтобы этого не случилось?
Ответы детей.
Воспитатель : Ребята, сейчас, я вас приглашаю в нашу лабораторию. А кто работает в лаборатории? (Ответы детей) Чем занимаются ученые? (Ответы детей) Правильно, ученые занимаются наукой. А что такое наука? (Ответы детей). Наука – это познание. Это изучение различных предметов и явлений. Ребята, сегодня я вам предлагаю стать учеными и заняться исследованием воды. (Дети занимают свои места за столами)
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (Ответы детей). Давайте начнем наши эксперименты. Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель : Ребята, почему мы смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель : Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
-А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель : Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает?
Дети: Форму баночки.
Воспитатель : А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, в блюдце? Дети: Вода приняла форму этих предметов.
Воспитатель : Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какой вывод мы можем сделать? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
-А давайте попробуем ее на вкус. Какая она?
Ответы детей: Она чистая, без куса.
Воспитатель : А теперь понюхайте, чем пахнет?
Ответы детей: без запаха.
-Значит, что еще мы можем сказать о воде?
Ответы детей: она без вкуса и без запаха.
Воспитатель : А теперь на столе найдите сахар положите в стаканчик и перемешайте ложкой. Попробуйте теперь на вкус. Какая она?
Ответы детей: вода сладкая
-А теперь возьмите второй стакан и положите туда ложку соли. Попробуйте на вкус. Какая она?
Ответы детей: вода соленая
Воспитатель : Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда вода меняет вкус?
Ответы детей: когда в воду добавляем другие вещества, она приобретает вкус и запах.
Воспитатель : А сейчас я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?"
- Итак, начали: "Вода это хорошо. Почему?"
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель : Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.
" Вода - это плохо. Почему?"
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома. Воспитатель : Ребята, мы продолжим наше исследование. У вас на столе есть камушки. Положите камушек в стаканчик с водой, вы видите камушек? Значит, вода, какая?
Ответы детей: чистая.
- А сейчас берите кисточки наберите любую краску и покрасьте свою водичку. Внимательно посмотрите, вы видите камушек? А почему не видите?
Ответы детей: потому, что вода нечистая, крашеная, мутная.
-Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей: Прозрачная, ее можно покрасить, в нее можно добавить разные вещества и она поменяет цвет. (Стук в дверь, посылка от снежной Королевы)
-Ребята, нам прислали посылку, интересно от кого? Давайте посмотрим, что там?
-Это лед (Раздаю лёд детям). Ребята положите лёд на ладошку. Что происходит? Во что причащается лёд? Почему?
Ответы детей: Потому, что лёд тает. Лёд, это твердая вода. В тепле лёд тает.
Воспитатель : А когда вода превращается в лёд?
Ответы детей: Когда холодно.
Воспитатель : Значит, вода, ещё какая бывает? (ответы детей)
Воспитатель : Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит? Дети: Когда её нагревают.
Воспитатель : А что так сильно нагревает воду, что она закипает? А какая кипящая вода? Можно ей обжечься? Ребята у меня в термосе кипяченая вода, по этому, этот опыт проведу я, а вы понаблюдайте внимательно. (Наливает воду в баночку). Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над баночкой? Правильно это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в банку наливала только воду. А вы не знаете?
Высказывания детей.
Воспитатель : Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показывает детям). Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: " Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая".
Воспитатель : Ребята, какой эксперимент был самым интересным. Почему? (Ответы детей)