Наталья Булгакова
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Прогулка по лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАДАЧИ:
1. Обобщить, расширить, систематизировать и закрепить знания детей об отдельных группах животных (рыбы, птицы, звери, насекомые).
2. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищники, всеядные).
3. Совершенствовать логическое мышление, фантазию, связную речь, умение говорить последовательно, дополнять ответы сверстников.
4. Развивать двигательную активность во время имитации движений животных.
5. Развивать умение выражать свои эмоции посредством мимики и жестов.
6. Активизировать словарный запас.
7. Воспитывать интерес к жизни животных, желание беречь и охранять их.
Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе „Прогулка по лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
8. Закрепить навыки экологически грамотного поведения в природе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
картинки и игрушки для игры «Кто что ест»; аудиозапись «звуки леса»; картинка «Правила поведения в природе»; командные знаки – грибы и ягоды; картинки (насекомые, птицы, звери, рыбы); картинки - лес, водоем; по три цветных фломастера (красный, синий, зеленый) каждому ребенку; сказочный герой «Лесовичок».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: травоядные, хищники, всеядные.
Ход занятия
Дети заходят в группу.
Воспитатель:
Добрый лес, старый лес!
Полон сказочных чудес!
По тропинке мы пойдем,
Тихо мы в него войдем.
(звучит аудиозапись «звуки леса»)
Входит сказочный герой Старичок-Лесовичок.
Старичок-Лесовичок: - Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто-то нам оставил записку. Послушайте внимательно.
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленным можно гнезда разорять,
Этой палкой – выручалкой, все цветочки посшибать.
- Ребята, правильно это. А расскажите, как надо правильно вести себя в лесу.
(Дети объясняют)
Лесовичок: - Какие вы молодцы! Хотите поиграть со мной?
Дети: -Да!
Дидактическая игра «Раздели животных на группы»
(На столе лежат картинки - насекомые, птицы, звери, рыбы).
Лесовичок: - Ребята, посмотрите, животные подшутили надо мной и перепутались. Помогите, пожалуйста, мне разделить всех животных на группы. Для этого разделимся на две команды. Одна команда «Грибы», другая «Ягоды» (каждому ребенку вешается нагрудный знак с изображением грибов и ягод). Команда «Грибы» ищет зверей и рыб, команда «Ягоды» ищет насекомых и птиц.
Воспитатель: - Скажи, Лесовичок, помогли тебе ребята?
Воспитатель: - Ребята, расскажем Лесовичку, как мы смогли разделить животных?
Дети: - Это зверь, потому, что его тело покрыто шерстью, у него четыре ноги. Это птица, потому, что ее тело покрыто перьями, у нее есть клюв и крылья, у нее две ноги. Это насекомое, потому, что у него шесть ног и есть усики. Это рыба, потому, что ее тело покрыто чешуей, есть плавники, она живет в воде.
Воспитатель: - Мы помогли Лесовичку и разделили животных на группы, а теперь давайте всех поселим в свои дома. У нас есть лес и водоем. Надо взять картинку, определить, кто это и где живет.
Дидактическая игра «Чей дом?»
Команда «Грибы» селит животных в лес, команда «Ягоды» - в водоем.
Воспитатель: - Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
Воспитатель: – Молодцы, ребята!
Лесовичок: - Ребята, а что такое лес? Вы можете ответить на этот вопрос?
Дети: - Лес — это общий дом для растений и животных.
Воспитатель: - Мы сейчас проведем физминутку, а Лесовичок посмотрит. Может быть, нам повезет и мы повстречаем лесных жителей. Посмотрите…
Мышка, мышка, (Дети идут мягким пружинистым
Серое пальтишко. шагом, слегка прогнув вперед
Мышка тихо идет, спину, держа руки перед грудью.)
В норку зернышко несет.
А за мышкой шел медведь, (Идут вразвалочку: расставив слегка ноги и
Да как начал он реветь: чуть согнув колени, держа корпус прямым;
«У – у! у – у! руки, согнув в локтях перед грудью,
Я вразвалочку иду!» «мишка держит бочонок».)
А веселые зайчата, (Делают легкие прыжки, мягко
Длинноухие ребята – пружиня ногами, согнутыми в коленях,
Прыг да скок, прыг да скок – руки держат перед грудью со
Через поле за лесок. свободно опущенными кистями.)
Шуршит змея, шипит змея, Плавно изгибают тело, руки поднимают
Ползет, ползет, старается. кверху, ладонями друг к другу.)
Опасная, ужасная,
Пружиной извивается.
Птички в гнездышках проснулись, (Выполняют легкий бег врассыпную –
Улыбнулись, встрепенулись: «чистят крылышки, машут
«Чик – чирик! Всем привет! хвостиком».)
Мы летаем выше всех!»
Воспитатель: - Я приглашаю вас на необычный обед к лесным зверям.
Дидактическая игра «Кто что ест?»
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором расставлены игрушки – различные животные и лежат рисунки – продукты питания.)
-Назовите животных, собравшихся здесь.
(Дети перечисляют животных)
-В звериной столовой много разных блюд. Дружно сели звери обедать за один большой стол. Но что это? Очевидно, кто-то нарочно перепутал тарелки с едой. Помогите животным: найдите то, что каждый из них обычно ест.
(Дети выполняют задание)
-Чем же полакомится каждое животное?
Дети: - Белка – орехами, заяц – морковкой, медведь – медом, волк – курицей, лиса – мышкой, еж – улитками и грибами, олень – травой.
Воспитатель: - Видите, животные едят разную пищу. Одни – листья, траву, кору, коренья, ягоды, плоды, семена. Этих животных называют травоядными. Другие едят себе подобных животных – это хищники. Есть и еще одна группа животных. В нее входят те, которые не прочь полакомиться и растительной и животной пищей. Этих животных называют всеядными. На какие же три группы делятся животные по способу питания?
Дети: - Травоядные, хищники, всеядные.
Воспитатель: - Найдите среди присутствующих на обеде травоядных зверей. Почему вы отнесли их к травоядным?
Дети: - Заяц, олень, белка питаются растительной пищей.
Воспитатель: - Кого мы отнесем к хищникам и почему?
Дети: - Лису и волка, они едят других животных.
Воспитатель: - Назовите оставшихся животных. Чем питается каждое из них?
Дети: - Остались медведь и еж. Медведь питается корешками, ягодами, медом, рыбой, мелкими животными; еж – улитками, червями, мышами, зеленью и ягодами.
Воспитатель: К какой же группе отнесем их?
Дети: - Это всеядные животные.
Дидактическая игра «Отыщи животное».
Лесовичок: - Ребята, как вы думаете, а бывают ли среди рыб, насекомых и птиц травоядные, хищники и всеядные животные?
(Дети отвечают)
Воспитатель: - Вы правы, конечно, бывают! Сейчас мы это докажем.
(Воспитатель раздает листы с заданием.)
Воспитатель: - На листах изображены птицы. Ваша задача – отыскать среди них травоядное, хищное и всеядное животное. Травоядное обведите по контуру зеленым фломастером, хищника – красным, всеядное – синим. Повторите задание.
(Дети повторяют и выполняют задание)
Воспитатель: - Какое животное вы обвели зеленым фломастером и почему?
Дети: - Зеленым фломастером мы обвели голубя, т. к. он питается зерном, травой.
Воспитатель: Какую птицу вы обвели красным фломастером и почему?
Дети: - Красным мы обвели сову. Она хищник, т. к. ест других мелких животных.
Воспитатель: Какое животное осталось? Назовите его.
Дети: - Это ворона. Мы обвели ее синим фломастером, т. к. это всеядная птица: она питается мышами, пищевыми отходами, крупными насекомыми, яйцами и птенцами других видов, рыбой.
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. О чем же вы узнали сегодня?
(Дети отвечают)
До свидания, старый лес,
Полный сказочных чудес!
По тропинке мы гуляли
И животных повстречали,
Подружились мы с тобой,
Нам теперь пора домой!
(звучит аудиозапись «голоса леса».)
Лесовичок:-Понравилась вам прогулка по лесу?
(Дети отвечают)
Лесовичок:- Ребята,а мне пора прощаться с вами. Но я надеюсь, что мы с вами еще встретимся. Мне было очень приятно с вами познакомиться. До свидания, до новых встреч!