Ядрышникова Ольга Сергеевна
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Будь другом природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Будь другом природе».
Цель: формирование эмоционального положительного отношения к окружающему миру.
Задачи: систематизировать и уточнить представления о свойствах воды и воздуха. Развивать логическое мышление, воображение, активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме НОД. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе. Развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а также аргументировать свое мнение.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал: стаканчики с водой два на каждого ребенка и с молоком по одному на каждого ребенка, сок, мелкие игрушки (из киндера) по две на каждого ребенка, сахарный песок, гуашь (любого цвета, трубочки для коктейля на каждого ребенка, песок, отрезы ткани разной длины и ширины (можно ленты атласные голубого цвета разной длины и ширины).
Ход.
Наша планета – это общий дом.
И много лет мы в нем живем.
Но, как известно всем кругом,
Должны беречь мы этот дом.
- А что такое планета Земля? (ответы детей)
- Да, это реки, леса, поля, небо, солнце, животные; то есть, все то, что не сделано руками человека. И человек тоже часть природы. И самый маленький жучок – тоже часть природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни. Послушайте стихотворение:
Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду
И к тому же в их труде все, по справедливости,
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
И при всей огромности обучает скромности.
- Ребята, а чем мы с вами дышим? (воздухом, кислородом)
- А какой бывает воздух? (грязный и чистый)
- А всегда ли воздух бывает чистым? (нет)
- Где модно встретить чистый воздух? (в лесу, на море, в горах)
- А где можно встретить грязный воздух? (в больших городах, где много машин и заводов)
- А что можно сделать для того, чтобы воздух был чистым в большом городе? (посадить деревья, на трубы заводов поставить фильтры)
- Ребята, скажите, а мы можем услышать воздух, и когда мы можем его услышать? (мы можем его услышать, когда дует ветер)
Игра «Ветер»
(дети выполняют движения по тексту)
Осторожно ветер из калитки вышел
Постучал в окошко, пробежал по крыше,
Поиграл немного ветками черемух,
Пожурил за что-то воробьев знакомых.
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то в перегонку с пылью.
- Скажите, а воздух мы можем увидеть? (нет)
- А я предлагаю вам проделать опыт, где мы можем увидеть воздух и услышать его.
Опыт.
Взять стакан с водой и трубочки для коктейля. Опустить трубочки в стакан с водой и потихоньку дунуть в трубочку. Объяснить, что пузырьки это и есть воздух и мы его видим. Затем дуем с разной силой, чтобы услышать воздух. Свойство воздуха – это движение с разной силой.
- Ребята, а теперь скажите, кому нужен воздух?
- А что произойдет если на Земле будет лишь грязный воздух?
Физминутка.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! Потягивания – руки в стороны
Каждый старается,
К небу, к солнцу тянется. Потягивания, руки вверх, встать на носочки.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, Дети машут руками.
Даже толстые стволы
Наклонились до земли Наклоны вперед.
Вправо – влево, взад – вперед –
Так деревья ветер гнет. Наклоны вправо – влево, назад – вперед.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? Вращение туловищем.
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. Дети садятся за столы.
- А без чего еще не может прожить человек? (без воды)
- А сейчас послушайте стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
- Где и какую, дети, сегодня вы видели воду? (в помещении, на улице)
- Для чего нужна нам вода, как мы ее используем? (пьем, моем руки, купаемся, стираем, моем пол, поливаем цветы)
- Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
- К воде, дети, надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны.
- А как же «рождается речка»? хотите узнать? (приглашает к себе, стелет самую широкую и длинную голубую полоску ткани). На земле много разных рек, больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речушек и ручейков. Хотите сделать свою большую речку? Самая широкая и длинная полоска ткани превратиться в главную речку, остальные (можно использовать атласные голубые ленты) – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды. Но не забываем, что воду надо беречь, не оставлять краны открытыми.
- А что же такое вода? Какими свойствами обладает? Что бы это выяснить мы сядем на свои места и выясним это.
Опят № 1 «У воды нет запаха».
Предложить детям понюхать воду и сказать: - Чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводных труб может иметь запах, т. к. очищают ее специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт № 2 «У воды нет вкуса».
Предложить детям попробовать через соломинку воду и предложить ответить на вопрос: «Есть ли у нее вкус»?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Дайте им попробовать для сравнения сок. Если они не убедились, пусть еще раз попробуют воду (после сока). Необходимо доказать детям, что у воды нет вкуса (дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная). Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Опыт № 3 «Вода прозрачная».
Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить маленькую игрушку.
- В каком из стаканчиков она видна, а в каком нет?
- Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим игрушку, а в стакане с молоком нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт № 4 «В воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются».
Возьмите два стакана с водой в один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой.
- Что получается? Растворился песок или нет?
- Возьмите другой стаканчик и насыпьте в него ложечку сахарного песка. Размешаем его. Что теперь мы видим?
- В каком из стаканчиков песок растворился?
Итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, является растворителем.
- Ребята, что нового мы сегодня с вами узнали о воде?
- А о воздухе?
- Мы с вами маленькая частица этой природы, поэтому просто обязаны бережно относиться ко всему живому, заботиться о нашей планете земля.