Юлия Федосеева
Проект по экологическому воспитанию дошкольников «Будь природе другом» и фотоотчёт о его реализации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: «Будь природе другом».
Актуальность проекта:
Актуальность проекта обусловлена статьёй 58 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый гражданин РФ обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Ещё в 16 веке педагог – гуманист Ян Амос Коменский придавал большое значение природе, как средству воспитанию детей. Но, как показывают последние исследования педагогов А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, С. Н. Николаевой, переориентирование ознакомления детей с природой, на экологическое воспитание, позволяет уже в дошкольном возрасте начать формирование экологической культуры. Это означает, что необходимо не только проявлять инициативу в пропаганде идей по охране окружающей природной среды, но и реально принимать участие в её сохранении, что требует от каждого из нас 58 статья Конституции РФ.
Публикация «Проект по экологическому воспитанию дошкольников „Будь природе другом“ и фотоотчёт о его реализации» размещена в разделах
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Основным вариантом решения проблем, связанных с экологической грамотностью, по мнению ученых, С. В. Алексеев, Н. М. Верзилин, С. Н. Глазачев, И. Д. Зверев, Т. С. Комиссарова, является воспитание экологической культуры. Как вариант интегрированного метода обучения, ряд учёных, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, рассматривают проектную деятельность, основанную на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Цель проекта: формирование экологического мировоззрения, представлений о том, что человек - часть природы.
Задачи:
- развивать экологический взгляд на мир;
- формировать представление о нормах и правилах поведения в природе;
-пропагандировать и углублять экологические знания доступные пониманию воспитанников и их родителей;
- воспитывать бережное отношение к природному наследию нашего края, природным богатствам России и мира;
- способствовать развитию чувства ответственности за состояние природных ресурсов;
- формировать умение и навыки разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.
Вид проекта: информационно – познавательный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители детей (законные представители, воспитатель.
Формы реализации проекта: работа с детьми и родителями.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (информационно – накопительный):
-разработка плана реализации проекта;
-организация образовательного пространства: сбор информации по теме, сбор
репродукций картин художников, иллюстраций;
- подбор наглядно – стендовой информации: папка – передвижка «Сбережем планету от мусора, «Берегите энергию»;
-определение порядка и сроков проведения акций: «Ты пернатым помоги – им кормушки смастери»;
-подготовка к участию в акции «Каждой пичужке своя кормушка» в рамках Всероссийского проекта «Широка страна моя родная»;
-подбор загадок, стихов, песен и мультфильмов о природе;
-подбор различных материалов для продуктивной деятельности детей;
-разработка конспекта прогулки - наблюдения в природе;
-разработка конспекта беседы: «Про мусор», «Берегите деревья», «Вода - источник жизни, берегите её", «Загрязнение окружающей среды», «Берегите энергию и природные ресурсы»;
- изготовление дидактических игр: «Теневое лото – Эколята», «Собери цветок из природных компонентов почвы», «Четвёртый лишний», «Крестики – нолики. Перелётные и зимующие птицы», «Дорисуй – ка»;
-изготовление социально-экологического плаката – призыва «Берегите энергию и природные ресурсы»;
-методическая разработка - консультации для родителей «Чтобы не умножать мусор»;
- создание видео – презентации «Берегите природу», «О жизни ласточки», «Какого цвета осень».
2 этап – основной, организационно-практический (реализация проекта).
Работа с детьми:
Чтение стихов, сказок, рассказов:
-русского писателя и поэта Алексея Николаевича Плещеева «Скучная картина»;
-советского детского поэта Аким Яков Лазаревича «Наша планета»;
-чтение сказки, автора методических пособий по развитию речи, преподавателя дошкольной педагогики Алябьевой Елены Алексеевны «Семья дождей»;
-чтение рассказа «Грибы» советского писателя и поэта Катаева Валентина Петровича;
-чтение короткой поучительной истории, которую написал Борис Житков «Цветок»;
-чтение рассказа «Ласточка» К. Д. Ушинского;
-чтение истории, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев «Бабочка».
Знакомство с устным народным творчеством: пословицами, загадками, поговорками, приметами природоведческого содержания.
Просмотр мультфильма:
- обучающий мультфильм «Так не бывает - Хоровод грибов». https://youtu.be/3ydPVPXtVOw;
- образовательный мультфильм «Цветы» https://youtu.be/VA66AtAjz_E;
- образовательная мини - серия мультфильма «Бабочка» https://youtu.be/tS4dPzfVUEs;
- развивающий мультфильм – Мы идем по лесу. https://youtu.be/9Y16CRp0IE0
Просмотр презентации:
-«О жизни ласточки» https://youtu.be/Rb4CXBoaIcA
-«Какого цвета Осень». https://youtu.be/kTPyjeEQt3s
-«Берегите природу» https://youtu.be/A16bRMw-wSI
Методическое обеспечение к долгосрочному экологическому проекту – цикл бесед с экологическим содержанием обучающих воспитанников жить в реальном мире, делать осознанный выбор экологически безопасного поведения:
Беседа «Про мусор».
Беседа «Вода - источник жизни, берегите её".
Беседа «Берегите энергию и природные ресурсы».
Беседа «Берегите деревья».
Беседа «Загрязнение окружающей среды».
Для достижения целей по формированию предпосылок экологического сознания и закрепления знаний, полученных во время экологических бесед, были использованы дидактические игры:
Дидактическая игра ««Теневое лото - Эколята».
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Дидактическая игра «Крестики – нолики. Перелётные и зимующие птицы»
Дидактическая игра «Дорисуй – ка».
Дидактическая игра «Собери цветок из компонентов почвы».
Дидактическая игра «Заснеженные деревья».
Реализация проекта осуществляется в ходе режимных моментов: прогулка, наблюдение, уход за растениями, уборка прогулочного участка, это то окружение, в котором живут дети, красоту которого воспринимают, она радует глаз и оказывает огромное влияние на формирование экологической культуры воспитанников.
Эффективным средством решения задач экологического воспитания являются экологические акции, в которых воспитанники приняли участие.
Акция «Каждой пичужке своя кормушка»[/b] в рамках Всероссийского проекта «Широка страна моя родная».
Продуктивная деятельность экологической направленности тесно связана с познанием мира природы, она вызывает стремление и желание воспитанников изобразить то, о чем только что услышали, увидели, лучше и глубже закрепить полученные знания.
Взаимодействие с родителями:
наглядно – стендовая информация: папка – передвижка «Сбережём планету от мусора», «Берегите энергию».
Познавательное направление: консультация для родителей «Чтобы не умножать мусор». https://nsportal.ru/node/6285879
Участие в акции «Ты пернатым помоги-им кормушку смастери».
3 этап – заключительный:
- обработка результатов по реализации проекта;
- выставка рисунков, поделок, аппликаций «Будь природе другом»;
- информационный материал в родительскую группу в мобильном приложении Сферум.
Работа по формированию экологических знаний, в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности успешно интегрируются с различными образовательными областями, что позволило решить комплексные задачи проекта, а так же:
-сблизить детей и родителей во время совместного участия в проекте;
-сформировать познавательный интерес, расширять представления о природе, и способах ее сохранения.
Результат:
-реализация данного проекта с постепенным и дозированным погружением детей в мир природы, позволила сформировать экологическое мировоззрение;
- воспитателю реализация проекта дала возможность успешного раскрытия потенциала воспитанников и родителей через совместное участие в проекте, а так же совершенствовать собственные профессиональные навыки и возможности.
-родители смогли повысить свой уровень экологической компетентности в части воспитания у детей экологической культуры и чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой и «больной родины».
«Если бы каждый человек на клочке земли, сделал все, что он может – Как прекрасна, была бы Земля наша» (А. П. Чехов).