Александра Осипова
Конспект беседы по экологии в подготовительной к школе группе «Комнатные растения — спутники нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Беседа «Комнатные растения – спутники нашей жизни»
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Публикация «Конспект беседы по экологии в подготовительной к школе группе „Комнатные растения — спутники нашей жизни“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, двигательная.
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Программное содержание:
Образовательные задачи: учить детей более полно описывать комнатные растения; отметить существенные признаки внешнего вида; закрепить знания детей по уходу и посадке растений.
Развивающие задачи: развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывающие задачи: воспитывать бережное отношение к комнатным растениям и желание выращивать их.
Предварительная работа: наблюдение и рассматривание комнатных растений, беседы о них; дежурство в уголке природы; чтение стихотворений и загадок о природе.
Воспитатель: Что-то наш Лунтик грустный. Давайте спросим, что у него случилось?
Лунтик: Моё любимое растение было таким красивым, как на картине (показывает модель, а теперь стало вот таким, показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу.
Воспитатель: Дети, а вам жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.
Ребята, почему растение стало таким? Послушайте о чём просит растение. Лунтик, твоё растение нужно полить, и оно поправится.
Лунтик: - Я не умею поливать, и теперь моё растение погибнет.
Воспитатель: - Мы сможем помочь Лунтику?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Как?
Дети: Будем учить Лунтика поливать растение.
Воспитатель: - Лунтик, а ты посиди и поучись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения есть у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют? (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думайте, для чего нужны эти растения?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растения хорошо пахнут». Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие комнатные растения вы знаете? Как называется это растение? (Показывает герань). «Герань» или «пеларгония». Какие части есть у этого растения? Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатым кругом у края». Цветы герани могут быть разных цветов: белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик.
Воспитатель: - Где находятся корни герани?
Дети: - В земле.
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем растению нужны корни? «Корни растения находятся в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Корень питает растение. Когда мы поливаем землю в горшке, корешок впитывает воду. Влага поднимается вверх по стеблю к листьям и цветам». (Сопровождает рассказ показом.)
Воспитатель: Одинаковое ли количество воды требуют разные комнатные растения? «У растений разная потребность в воде: одним нужно её много, другим – поменьше, третьем – совсем мало». Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Эти растение привыкли, что воды всегда в достатке. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих солнечных, иногда очень жарких местах. В этих местах редко идут дожди, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения привыкли терпеть засуху и «запасать» воду в стеблях, листьях. Такие растения имеют толстые стебли. Мясистые сочные листья. Найдите такие растения
в группе. (Дети с помощью воспитателя определяют эти растения и называют их, например, фиалка). Это растение называется фиалка узумбарская. Внимательно рассмотрите растение и назовите его части. Какой формы листья? Какого цвета листья и цветы?
Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают разных цветов». (Показывает детям фиалки разных цветов – белые, розовые, лиловые, сиреневые).
Проводится игра «Что изменилось?»
Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань, фиалка, папоротник. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид.
Физкультминутка «На окошечке в горшочках»
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.
Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.
Воспитатель: - А вы знаете, как называется это растение? (Показывает столетник).
Дети: - Столетник.
Воспитатель: - У него мясистые листья. Покажите, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляю горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку (Дети протирают листочки.)
Воспитатель: - Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздаю леечки, поливаем растения). Берё м лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).
Воспитатель: - По-разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшейся водой, комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.
Опыт 1. Растение теряет воду через испарение
Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой лентой. Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри каким стал пакет изнутри?
Дети: - Влажным.
Воспитатель: - Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.
Опыт 2. Посадка растения
Воспитатель: - Что нужно, чтобы посадить растение?
Дети: - Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения, которое называется … как? Бегония. Что произошло с веточкой бегонии, пока она стояла в стакане с водой?
Дети: - У веточки бегонии появились корни.
Воспитатель: - Правильно у веточки бегонии появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочной горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.
Далее дети с помощью воспитателя насыпают в горшок землю, высаживают росток и поливают.
Воспитатель: - Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Лунтика поливать его растение. Ребята, а вы рады, что помогли Лунтику и растениям?
Предлагаю сделать Лунтику подарок – нарисовать «Цветы в горшочке».
Лунтик: Спасибо вам ребята, теперь мои растения всегда будут чувствовать себя хорошо.
Физкультминутка:
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай (Вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.