Ольга Чабан
Конспект занятия «Айболит лечит комнатные растения в нашей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные: Расширять представления детей о растениях. Познакомить с комнатными растениями (фикус, бальзамин). Учить различать растения по особенностям внешнего вида листьев, стеблей, цветов. Формировать представление о комнатных растениях, как о живых существах.
Публикация «Конспект занятия „Айболит лечит комнатные растения в нашей группе“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Развивающие: развивать наглядно-действенное мышление, развивать сенсорное восприятие (посмотреть, потрогать, понюхать, обогащать словарь детей, развивать двигательные умения и навыки.
Воспитательные: воспитывать в детях положительное отношение к миру природы. Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями.
Оборудование: Костюмы доктора Айболита, почтальона Печкина; цветы в горшках – фикус, бальзамин; пульверизатор, лейка, клеенка; карточки с изображением комнатных растений; магнитофон, диск с музыкой П. И. Чайковского «Вальс цветов»; бланк телеграммы.
Ход занятия:
I часть. (создание мотивации к предстоящей деятельности). Дети сидят на стульчиках. В дверь входит почтальон Печкин.
– Здравствуйте, ребята! Я принес вам телеграмму.
Расписываюсь за получение телеграммы и читаю «Встречайте. Выезжаю на осмотр. Ваш Доктор Айболит» Сообщаю детям, что сейчас к нам приедет Айболит, он уже в Москве, но теперь проверяет самочувствие не детей, а растений. Включается музыка П. И Чайковского «Вальс цветов». Появляется гость, приветствует детей, выражает радость оттого, что дети здоровы, спрашивает, есть ли в группе растения, и просит их показать
- Где у вас уголок природы? Что есть в вашем уголке природы?
Дети показывают Айболиту все комнатные растения. Айболит вместе со всеми обходит помещение.
Айболит : - Сейчас внимательно осмотрю ваши растения. Нет ли каких заболеваний? Не сломаны ли листья, не засохли ли они? Хорошо ли вы за ними ухаживаете. Ведь они тоже живые и все мне сейчас расскажут. Рта у них нет, но я все пойму по внешнему виду растений.
Доктор начинает осматривать растения по очереди.
II часть.
Айболит ставит на стол бальзамин и осматривает растение со всех сторон, спрашивает,
- Как называется это растение? Ответы детей. Правильно, а ещё называют огоньком — за красивые яркие цветы, а некоторые люди зовут его Ванькой мокрым. Айболит выражает сомнение : знают ли дети, где у огонька цветы. Дети, подходят и показывают цветы. Доктор хвалит их.
Вопросы детям: какого они цвета? Почему их легко заметить? Кого размера цветы по сравнению с листьями? А есть ли запах у цветов?
Что есть у цветка? (сердцевина, лепестки). Айболит, выясняет, что еще есть у Огонька (листья, стебли). Давайте посмотрим, где листья? Где стебель? А есть ли запах у листьев? Погладь пальцем по листочку, какой он? По стеблю? Какая поверхность у листочка? У стебля? Давайте дотронемся до листочка и определим теплый или холодный лист (стебель? Потрогайте их осторожно. Определяют и другие качества листьев (толщину, плотность, качество поверхности). Как вы думаете, оно хорошо себя чувствует или неважно? Внешне выглядит вполне здоровым: пышный куст, много листьев и цветов, есть пожелтевшие листочки, но их не много. Забирать его в зеленую больницу пока нет смысла, вы его вылечите сами. Но осмотр ещё завершен.
Родина растения тропическая Африка, где всегда тепло, много света и воды. Айболит лукаво говорит, что у этого растения еще кое-что есть, но это «кое-что» не видно. Ответы детей. Доктор Айболит продолжает : все растения живые, и им нужна вода, питательные вещества, тепло и свет. «Тепло уже есть — в группе тепло, можно без пальто ходить. Света тоже много — окна большие, очень светло. А вот вода. Воду растениям надо специально давать, надо поливать их!» А как вы думаете, какой водой нужно поливать? Где взять воду? Какой температуры должна быть вода (горячей или холодной? Предположения детей. Доктор показывает, как надо поливать все комнатные растения, как в лейку наливать воду. Одному - двум ребятам предлагает полить бальзамин.
Ксюша, покажи, как надо правильно поливать растения : лейку следует держать так, чтобы носик касался края горшка: лить воду надо постепенно: как только она дойдет до поддонника, полив прекратить - комментирует Айболит. А вы знаете, как дышит растение? Ответы детей.
Растения дышат через специальные щели на листьях и стебле. Чтобы лучше им было дышать с них нужно удалять пыль.
Доктор показывает, как можно это сделать. Предлагает 2-3 ребенка повторяют. Осмотр я завершил. Бальзамин любит свет, тепло, много воды, не любит очень больших горшков и стоять в тесноте - ему нужен простор. Выпишем ему следующий рецепт. Пишите: «Срезать пожелтевшие ветки. Место среза присыпать углем, чтобы не попала инфекция. Опрыскивать из пульверизатора один раз в неделю, в яркие, солнечные дни - каждый день. Не пересаживать. На прямое солнце не ставить. Обеспечить простор». Вы запомнили, что надо Бальзамину. Ответы детей. Держите рецепт.
Айболит хвалит ребят : - Я спокоен за огонек, он в надежных руках:
- А для того, чтобы мы не болели, что нужно делать нам? Ответы детей
Проводится физкультминутка.
Рассматриваем второе растение - фикус. Посмотрите, у вас в уголке есть ещё растение не похожее на огонек. Айболит осматривает растение со всех сторон. Вы знаете его название? Это Фикус, а родина его тропическая Азия. Давайте посмотрим, какое состояние у этого растения.
Вопросы детям: Что это? Какого цвета он? Какого размера он по сравнению с Бальзамином? Какого цвета листья (стебель? А есть ли цветы? Давайте погладим пальцами по листочку. Какой он? Давайте понюхаем: есть ли запах? А знаете, какой он выносливый, он может расти в разных световых условиях, но нуждается в притенении от прямых солнечных лучей. Его нельзя ставить на окно, где светить солнце. Нужна ли ему вода? Да, только умеренное количество. Почему? (так как листья толстые, кожистые, накапливают в себе воду). А чем он пьет воду? Ответы детей. Правильно корнями, а корни находятся в земле. Давайте посмотрим земля в горшке у фикуса? А у бальзамина? Дети исследуют землю. Молодцы, она разная, так как эти растения привезены из разных стран, из разных мест. И поэтому у каждого своя почва. Для фикуса: дерновая, листовая, торф, песок. А для огонька: смесь листовая, перегной, песок. А чтобы растение росло здоровым, нужно рыхлить почву? Вот так и показывает. Одному-двум ребятам предлагает подрыхлить почву. Стефан, подойди и покажи нам. Айболит вызывает детей и комментирует по ходу действий. А как нужно ухаживать за листьями? Правильно, если растение маленькое, листьев мало и они плотные, то его лучше протереть, а если листьев много, лучше опрыскивать, быстрее получится. Прошу чаще подходить к окну, любоваться растениями : на них так приятно смотреть, они красивые, а для того чтобы они и дальше были такие красивы нужно что делать? Ответы детей. А какое из этих растений вы чаще будите поливать? Почему? Ответы детей: Бальзамин любит воду. Его надо часто поливать. Вы правы. У него тонкие листья, тонкая кожица на них, и вода с них быстро испаряется, поэтому и поливать его надо чаще. А какое из этих растений надо реже поливать? Ответы детей: Если у растения плотные листья, его надо реже поливать. Выписываем рецепт: «Притемнять от солнца, опрыскивать ежедневно, поливать умеренно».
Доктор Айболит благодарит всех, ребят за проведенный осмотр комнатных растений. Напоминает, что растениям нужна водичка, чтобы радовать всех своими цветами и зелеными листочками. Прощается с детьми и уезжает на машине.
IIIчасть.
Для закрепления проводиться игра «Разложи правильно»
Раздаю детям картинки и предлагаю положить к фикусу - растения, имеющие крупные листья, а к бальзамину растения с цветами.
Если ребенок кладет картинку, уточняю, почему к этому растению.