Юлия Холопова
Конспект занятия по экологии «Приключения ветерка» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.
Образовательные задачи.
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, причинами его возникновения, его свойствами и значением для человека и окружающего мира.
Учить детей наблюдать, проводить опыты, самостоятельно делать выводы и обобщения.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру.
Развивающие задачи.
Публикация «Конспект занятия по экологии „Приключения ветерка“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе, логическое мышление, воображение.
Развивать физические качества, умение координировать речь и движение, формировать у воспитанников потребность в двигательной активности.
Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, ласковый, нежный, ураган).
Предварительная работа.
Наблюдение за ветром во время прогулок. Эксперименты с воздухом на занятии экологического кружка. Беседы из цикла «Земля – наш общий дом», чтение познавательной литературы.
Материалы и оборудование.
Сундучок, письмо от Лесовичка, в комнате размещены условные обозначения, веера по количеству детей, коробка с мелкими кусочками бумаги, воздушный шарик, стол для экспериментирования с глубокой емкостью, в которой налита вода, бумажные кораблики, конфеты «Холодок».
Место проведения: экологическая комната.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Организационный и сюрпризный момент.
Дети с воспитателем входят в комнату. Находят сундучок от Лесовичка. В сундучке письмо, в котором написаны загадки и даны подсказки последовательности знакомства с таким природным явлением, как ветер.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто здесь оставил свой сундучок? Может быть, он для нас с вами? Давайте посмотрим, что внутри. Откроем его?
Дети: Да.
Воспитатель открывает сундучок, достает письмо, читает.
Воспитатель: Дети, это письмо для нас от Лесовичка. Чтобы узнать, с чем мы будем знакомиться на занятии, он просит отгадать загадки. Давайте постараемся их отгадать.
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать.
Кто я? Можешь отгадать?
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает -
Так порою он сердит!
Только что он был везде,
Миг — и нет его нигде.
Дети: Ветер.
Воспитатель: Правильно, это – ветер. Давайте разберемся, что же такое ветер? И как он рождается? Как вы думаете?
Предположения и ответы детей.
Воспитатель: Почему ветер называют «невидимкой»?
Ответы детей : Ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, в письме Лесовичок написал, что нужно найти в комнате картинку с изображением веера, и тогда сможете узнать, что такое ветер.
Дети ищут картинку с изображением веера. Воспитатель достает с полочки веера, раздает детям.
Воспитатель: Попробуйте помахать на себя веером. И что вы почувствовали?
Дети: Ветерок, прохладу, свежесть, воздух передвигается.
Воспитатель: Да, ребята. Веер движется, и как бы, подгоняет воздух. Воздух тоже начинается двигаться. У нас в комнате теплый воздух, а от резких взмахов веером он охлаждается. Там, где двигаются и встречаются теплый и холодный воздух, появляется ветер. Ветер – это движение воздуха. Давайте заглянем в письмо Лесовичка (заглядывает). Здесь написано, что мы можем определить, как движется воздух. Для этого нам надо провести опыт. Хотите попробовать?
Дети: Конечно, да.
Воспитатель: Тогда подходите ко мне. Перед нами коробка с кусочками бумаги. Я надую воздушный шарик и буду выпускать из него воздух прямо в коробку. Сначала медленно, потом быстрее. Как вы думаете, что произойдет с кусочками бумаги?
Ответы детей : Они будут разлетаться в разные стороны.
Воспитатель: Тогда проверим.
Воспитатель проводит опыт.
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Воспитатель вместе с детьми: Воздух из воздушного шарика, попадая в коробку, с силой поднимает кусочки бумаги. Мы увидели, что ветер возникает из-за движения воздуха. Значит свойство воздуха – его движение с разной силой, и то, что он по-прежнему остается невидимым.
Воспитатель: Ребята, а каким бывает ветер?
Дети: Сильным, слабым, холодным, теплым, злым, легким, ласковым, освежающим, порывистым…
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Ответы детей : Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, значит, ветер есть.
Воспитатель: Правильно, а еще можно воспользоваться султанчиками (гнуться) или вертушками (крутятся). Подойдите к окну, посмотрите, есть ли сейчас на улице ветер?
Дети подходят к окну, описывают свои наблюдения и делают выводы.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть, свистеть, шуметь, дуть, кружить листья, снежинки, качать деревья, поднимать волны на воде, налететь, поднимать пыль.
Воспитатель: Да, ребята, ветер многое умеет делать. Может ли он навредить человеку?
Дети: Ветер иногда разрушает дома, ломает деревья в саду, срывает с головы шляпу, бросает пыль или снег в глаза и даже переворачивает автомобили, могут затонуть корабли.
Воспитатель: А как ветер помогает нам?
Дети: Надувает паруса и гонит большие корабли, вертит крылья мельницы, разгоняет тучи.
Воспитатель: Вот какой он разный, этот ветер. Может быть добрым волшебником или злым колдуном. А вы хотите поиграть с ветром?
Дети: Да.
Воспитатель: У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики-чики- чикалочка
Игра превращалочка
Вокруг себя повернитесь
И в деревья превратитесь
Имитационная игра «Дерево»
Дети: Наши ноги – это корни
Наше туловище ствол
Наши руки это ветви
Наши пальцы – это листья.
(Дети качаются как деревья на ветру)
Дети превращаются в деревья.
Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели листочки на деревьях (пальчики шевелятся). Усилился ветер – закачались веточки (дети шевелят кистями рук).
Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками, накланяются из стороны в сторону).
Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.
Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами.
Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер? И как?
Дети: Да. Для этого нужно заставить двигаться воздух: помахать рукой, веером, включить вентилятор.
Воспитатель: Дети, в письме Лесовичка говорится, что мы можем доказать, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо. Для этого надо отправиться к нашему маленькому морю. Найдите в комнате картинку с изображением воды – моря. Ну, что, попробуем?
Ответы детей : Да.
Дети ищут в комнате картинку с изображением воды – моря. Подходят к столу для экспериментирования, где находится глубокая емкость с водой.
Воспитатель: Вот и наше маленькое море. Какое сейчас море?
Дети: Спокойное.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: На море нет волн, вода не движется.
Воспитатель: Как сделать, чтоб на море появились волны?
Дети: Надо подуть на воду.
Дети дуют, получаются «волны».
Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волну. Лесовичок предлагает нам взять бумажные кораблики и спустить их на воду.
Дети спускают кораблики на воду.
Воспитатель: Кораблик не тонет и не двигается. Стоит на месте. Почему наш кораблик не плывет?
Дети: Потому что нет ветра. Надо, чтобы подул ветер.
Воспитатель: Давайте превратимся в ветерки. Сначала мы будем ласковыми, легкими ветерками. Как мы будем дуть на кораблики? Потихоньку. А теперь превращаемся в сильный, ураганный ветер. Набираем воздуха побольше и дуем на кораблики с силой.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Кораблики переворачиваются и тонут.
Воспитатель: Какой же можно сделать вывод?
Дети делают вывод: Ветер бывает разной силы, добрый ветер помогает людям, сильный ветер называется – ураган, он может быть очень опасным и наделать большой беды.
3. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель: Дети, все инструкции Лесовичка мы выполнили. Скажите, с каким природным явлением мы сегодня познакомились? Настя, что же такое ветер? Саша, каким бывает ветер? Сережа, как ты думаешь, чем ветер может людям помочь? Ваня, скажи, а в каких случаях он может навредить?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы. Были активны. Лесовичок остался доволен, что помог вам познакомиться с ветром. В своем сундучке он оставил вам напоминание о ветре. Давайте откроем его и посмотрим.
Воспитатель открывает сундучок и раздает детям конфетки – «Холодок».
Дети уходят из комнаты.