Юлия Холопова
Конспект занятия по экологии «Подкормим птиц» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательная. Расширять представления детей о зимующих птицах родного края. Учить узнавать по внешнему виду и называть птиц. Закреплять знания о повадках птиц.
Воспитательная. Формировать у детей желание наблюдать за птицами, не мешая им; заботиться о птицах в зимний период (развешивать кормушки, подкармливать птиц).
Развивающая. Развивать познавательный интерес к миру природы, эмоциональную отзывчивость.
Оборудование: Деревянные кормушки для птиц.
Материалы для занятия
Публикация «Конспект занятия по экологии „Подкормим птиц“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Фотоиллюстрации с изображением зимних пейзажей. Картинки, на которых изображены зимующие птицы. Книги о птицах (Роньшин В. Птичьи секреты – М., 2009; Детям о русской природе. птицы. Книги 1,2. По произведениям Д. Н. Кайгородова. – М., 2009).
Место проведения: экологическая комната.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Введение.
Воспитатель беседует о том, что зима давно уже вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
- А как живется зимой птицам?
Ответы детей. (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от холода, но не от голода).
Воспитатель. Правильно, зима – очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птичкам под снегом корма. А когда птицы голодны, они сильнее мерзнут и могут погибнуть. Зимой день очень короткий, поэтому, чтобы выжить и не замерзнуть, птицам необходимо съесть больше пищи, чем летом.
А каких зимующих птиц вы знаете?
Ответы детей. (показ картин с изображением зимующих птиц).
Воспитатель. В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки,
В ожидании тепла,
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
- Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как мы можем помочь птицам зимой?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Воспитатель. Правильно, птиц нужно подкармливать. Для этого можно сделать и повесить кормушки. Я предлагаю вам взять кормушки для птиц, которые вы сделали вместе с родителями, и внимательно рассмотреть их. Обратите внимание на то, что кормушка деревянная, состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Бортики достаточно высокие, чтобы порывами ветра не сдувало хлебные крошки или семечки. Крыша защищает корм от дождя и снега.
А вызнаете, как нужно правильно повесить кормушку?
Ответы детей.
Воспитатель. (обобщает их ответы). Кормушку для птиц можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное – выбрать место, закрытое от ветра и недоступное для кошек.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Воспитатель. Как вы думаете, почему нужно подкармливать птиц?
Ответы детей.
Воспитатель. (обобщает их ответы). Кормушки для птиц особенно нужны в зимнее время, в период сильных морозов, когда найти корм им значительно труднее, чем летом. Зимняя кормушка-столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень. Знаете ли вы, чем нужно подкармливать птиц?
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.
Воспитатель. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель. Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.
У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся)
Воспитатель. Вы ребята молодцы! Знаете сказочных птиц. А сейчас поиграем в игру «Скажи, одним словом».
У аиста длинные ноги, он какой? (длинноногий)
У аиста длинный клюв, он …. (длинноклювый)
У ласточки длинный хвост, она…. (длиннохвостая)
У соловья звонкий голос, он….(звонкоголосый)
У снегиря красная грудка, он….
Ласточка любит тепло, она…. и др.
III. Итог занятия. Рефлексия.
Воспитатель (загадывает загадку) : «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Ответы детей. Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Давайте с вами вспомним, какие птицы прилетают на наши кормушки и чем мы их кормим.
Ответы детей.