Ирина Евгеньевна Руденко
Конспект занятия «Зимующие и перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
ТКонспект НОД по разделу «Ребенок и окружающий мир»
ема: Перелетные и зимующие птицы
Задачи:
Образовательные
Закрепить и расширить знания о перелетных птицах и зимующих птицах.
Учить выделять характерные особенности птиц.
Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида перелетных птиц
2. Коррекционно-развивающие
Публикация «Конспект занятия „Зимующие и перелетные птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Способствовать активизации, стимуляции, упражнению зрительных функций, развитию мелкой моторики, внимания, мышления.
Воспитательные
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Оборудование: иллюстрации птиц, таблица «Птицы», карточки «Найди тень птицы», аудиозапись «Пение птиц», разрезные картинки «Птицы».
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры “Выбери правильный ответ”, “Запомни, назови”; игры и упражнения “Улетают – не улетают”, “Кто, где и как зимует” (различие зимующих и перелетных птиц, чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц. Настольно-печатные и подвижные игры.
Ход занятия.
I.Организационный момент.
(Дети становятся в полукруг. После правильного ответа проходят и садятся на свои места.)
Воспитатель:
Сядет тот, кто назовет дни недели, осенние месяцы.
(первый день недели, второй… Первый месяц осени, второй)
II. Работа по теме:
Беседа:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает –
Это всё когда бывает? (Осенью).
Воспитатель:
Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Дети:
Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы.
Воспитатель:
А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?
Дети: Перелетные птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются зимовать у нас.
Воспитатель:
Назовите перелетных птиц.
Дети:
Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок.
На доске таблица «Птицы»
Дети выходят к доске, показывают названную птицу и описывают её. Воспитатель
дополняет, помогает.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить.
Ласточка — небольшая птица у нее белая грудка и черный фрак, острые крылья, поэтому ее называют острокрылая.
Игра «Отгадай и присядь»
(Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы провожаем перелетных птиц в путь.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
Демонстрация рисунка птицы.
Воспитатель демонстрирует рисунок птицы.
Воспитатель:
Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
- Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Воспитатель:
У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
(А. Барто)
Дидактическая игра «Кто лишний».
На магнитной доске иллюстрации птиц.
Воспитатель:
Ребята, назовите, кто лишний.
- Петух, курица, индюк, скворец. Кто лишний и почему?
Дети: Лишний скворец. Он перелётная птица, а все остальные птицы — домашние.
- Грач, ласточка, воробей, скворец. Кто лишний?
Дети: Воробей. Он не перелетная птица, живет у нас зимой. А остальные птицы перелётные.
-Цыплёнок, петух, грач, снегирь. Кто лишний?
Дети: Цыплёнок. Он птенец, маленький, а остальные птицы взрослые большие.
-Ворона, синица, воробей, соловей;
Дети: Соловей – перелетная птица.
Зрительная гимнастика
Воспитатель:
К нам прилетели птицы. Возьмите их в руки и проследите за их полетом.
Под звуки музыки и пение птиц дети следят глазами за силуэтами птиц.
Д/игра «Найди тень птицы»
Детям предлагаются карточки, на которых изображена птица, а внизу строчкой даны разнообразные тени птиц. Надо обвести нужную тень птицы.
Воспитатель:
Ребята, посмотрите внимательно на карточки, найдите и обведите тень изображённой птицы
Воспитатель:
Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.
Воспитатель:
А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда?
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Пальчиковая гимнастика
Воробьи
Воробьи-воробушки,
(сжать кулак, указательный и большой вытянуты в клювик)
Серенькие перышки!
(шевелят выпрямленными пальцами рук)
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони и наоборот)
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
(погладить тыльные стороны рук поочередно)
Как бы нам поладить,
(хлопки в ладоши)
Чтоб дались погладить?
(потереть ладошки друг о друга)
Д/игра «Составь целое из частей»
Составить из разрезных картинок птицу.
Воспитатель:
Соберите картинку. Назовите, какую птицу вы собрали, перелётная она или зимующая.
Д/игра «Продолжи, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Рефлексия.
О каких птицах мы сегодня говорили? Почему они называются перелетные? Зимующие?