Анжелика Литвинова
Конспект занятия по теме: «Волшебные пуговицы»
▼ Скачать + Заказать документы
по теме : «Волшебные пуговицы»
Авторы конспекта ННОД : Литвинова Анжелика Дмитриевна
МБДОУ детский сад № 18«
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации, становление эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие» :
Публикация «Конспект занятия по теме: „Волшебные пуговицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
• формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов (пуговиц, материалов из которых они сделаны: пластмасс, металл, дерево);
• закреплять навыки счёта до «7», понятия «пара»;
• в ходе экспериментально - поисковой деятельности учить детей делать элементарные выводы;
• расширять знания о сезонных явлениях в природе.
«Художественно – эстетическое развитие» :
• развивать продуктивную деятельность детей (совершенствовать умения выполнять аппликацию);
• удовлетворить потребности детей в самовыражении.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие» :
• формировать умение устанавливать контакт;
• развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками;
• приобщать к общепринятым нормам и правилам;
• формировать атмосферу доброжелательности, готовности к совместной деятельности, позитивные установки к различным видам творчества.
• «Речевое развитие» :
• развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
• Развивать компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности;
• обогащать активный словарь;
• развивать речь, мышление, тактильные ощущения.
«Физическое развитие» :
обогащать двигательный опыт: выполнять упражнения на координацию, проводить массаж и профилактику плоскостопия.
Оборудование для педагога: 1 мешочек с различными по величине, цвету пуговицами, шкатулка с пуговицами для подарков детям, плакаты: «Времена года», «Одежда», магнитофон, аудиозапись (П. И. Чайковский, «Времена года»).
Оборудование для детей: 4 мешочка с различными видами пуговиц, тарелочки для пуговиц - по 3 шт. разного цвета, коврики с нашивками из пуговиц, заготовка из цветного картона для выполнения аппликации «Яблоня» (4 экземпляра, клей ПВА, кисти, салфетки.
Мотивация: побывать исследователями и создать картину из пуговиц для украшения группы.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образовательная область. Вид
деятельности. Формы работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат
Вводная часть - Ребята, сегодня мы с вами будем исследователями. А вот что вы будете исследовать, вы сейчас узнаете. Подойдите, пожалуйста, к столу. Дети (подгруппа 8 человек) вместе с воспитателем подходят к столу, где лежат 4 мешочка.
-Посмотрите, что вы видите на столе? (Мешочки).
- Как вы думаете, а что может находиться внутри этих мешочков? (денежки, конструктор, палочки и др.)
- Как узнать, что находится в мешочках, не заглядывая в них? Воспитатель выслушивает варианты ответов детей (пощупать, потрясти).
Всем, конечно, интересно,
Что лежит в мешке чудесном?
Каждый может угадать,
Стоит только в руки взять!
- Возьмите мешочки и потрогайте их, может на ощупь, по весу или на звук сможете определить, что там внутри? Дети исследуют закрытые мешочки, определяют содержимое. Познавательное развитие.
Деятельность:
познавательно-исследовательская, коммуникатив-ная. Рассматри-вание. беседа
Практические действия.
Слово. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Ребёнок проявляет любознательность,
может выражать свои мысли и желания,
проявляет склонность к экспериментированию.
Вариант.
Если дети не отгадают, что в мешочках, воспитатель загадывает загадку:
-Чтобы узнать правильный ответ,
я предлагаю вам отгадать одну загадку: Одеваться соберёшься-
Без меня не обойдёшься.
Знают взрослые и дети-
Застегну я всё на свете.
Что это?
(Пуговица).
Аудирова-ние. Отгадыва-ние загадки.
Слово.
Приобщение к словесному искусству.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Ребёнок понимает на слух тексты различных
жанров детской литературы.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образователь-ная
область. Вид
Деятельности. Формы
работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный
результат
Основная
часть
- Сколько у вас мешочков? (4).
- Как сделать так, чтобы с мешочками могли все играть? Мешочков 4, а вас 8 (Поделить, дать один на двоих, разбиться на пары – предположения детей).
- Да, ребята, нужно разделиться на пары, чтобы 1 мешочек был на двоих.
-Выберите себе пару, с кем вы хотите вместе исследовать мешочки. Дети выбирают себе пару и исследуют мешочки, не развязывая.
Социально-коммуникативное развитие. Деятельность:
Коммуника-тивная. Ситуатив-ный разговор. Слово
Тактильные ощущения
Развитие свободного общения.
Формирование мыслительных операций.
Ребёнок активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной деятельности
(работа в паре, способен договариваться.
- Не подглядывая, опустите руку в мешочек, убедитесь, верно, ли ваше предположение. Дети проверяют.
- А теперь задание каждой паре: выложите пуговицы аккуратно в лукошко.
Дети выкладывают пуговицы, рассматривают, обсуждают, на что похожи, выбирают понравившиеся.
Познавательное развитие. Деятельность: познавательно-исследователь-ская. Практические действия.
Ситуатив-ный разговор.
Тактильное обследование Расширение кругозора детей.
Развитие познавательно- исследовательс-кой деятельности. Ребёнок проявляет любознательность,
склонен экспериментировать.
Основная
часть
- Ребята, как вы думаете, на какую одежду можно пришить маленькие пуговицы, а на какую большие. Почему вы так считаете? (Большие пришивают на верхнюю одежду- шубу, пальто, плащ, потому что одежда тяжелая и большие пуговицы будут лучше держать; маленькие на легкую одежду - кофты, юбки, платья, рубашки, так будет красивее).
- Ребята, пуговицы бывают разных видов : плоская, на ножке, рассмотрите коллекцию, какие пуговицы есть у вас? Самостоятельная деятельность детей.
(В паре дети обсуждают и сравнивают выбранные пуговицы на ножке, плоские).
Воспитатель показывает пуговицу плоскую.
- найдите большие плоские пуговицы с двумя дырочками и четырьмя. На какую одежду их надо пришивать?
(Верхняя, рабочая).
Воспитатель показывает пуговицу на ножке.
- Что есть у этой пуговицы? Что это такое, как это назвать? (Ножка).
- Найдите у себя такую же пуговицу.
Дети выбирают из коллекции пуговицы на ножке.
Пуговицы по форме бывают в основном круглыми. Но встречаются и другой формы.
- Положите в тарелочку пуговицы, о которых я буду говорить:
-квадратные;
- овальные;
- фигурные.
Дети выбирают соответствующие по форме пуговицы, выкладывают на тарелку.
Пуговицы могут быть изготовлены из различного материала. В коллекции больше всего пластмассовых пуговиц. Ещё бывают пуговицы металлические. Найдите их, положите на тарелочку.
Дети выбирают металлические пуговицы, выкладывают на тарелку.
Есть пуговицы деревянные.
Отыщите их, попробуйте на твёрдость.
Дети выбирают деревянные пуговицы.
Как вы думаете, если пуговицы опустить в стакан с водой, они утонут или будут плавать? Предлагаю провести эксперимент.
Эксперимент.
Опускание деревянной, металлической и пластмассовой пуговиц в стакан с водой.
Дети подходят к экспериментальному столу, на котором на каждого ребёнка заготовлен стакан с водой, комплект пуговиц из различного материала (пластмасс, дерево, металл, опускают пуговицы в воду, наблюдают, делают вывод.
Вывод.
(Деревянная пуговица не тонет, остальные опускаются на дно стакана).
- Есть пуговицы, которые обтягивают материей, соответствующей по цвету одежды, на которую её пришивают.
Найдите такие пуговицы, предположите, для какой одежды они предназначались.
(Маленькая розовая на ножке – на платье девочке, белая – на блузку такого же цвета, цветной материей обтянута большая пуговица на ножке – на цветную кофточку)
А какую пуговицу надо пришить на медицинский халат доктора Айболита?
(Белую, плоскую).
Воспитатель демонстрирует картинки мультипликационных героев (Кот в сапогах, Карлсон, Почтальон Печкин, и предлагает отыскать им запасные пуговицы.
Дети выбирают из коллекции подходящие по цвету и размеру, соответствующие одежде героев.
Познавательное развитие.
Деятельность: познавательно–исследователь-ская. Практические действия.
Экспери-ментирова-ние.
Ситуативный разговор.
Тактильное обследование Расширение кругозора детей.
Развитие познавательно- исследовательской деятельности.
Формирование первичных представлений о свойствах предметов: форме, цвете, размере. Ребёнок проявляет любознательность, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения, задаёт вопросы взрослым и сверстникам;
способен к принятию собственных решений.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образовательная
область. Вид
деятельности. Формы
работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат
Основная
часть
Воспитатель обращает внимание на дорожку из пуговиц.
- Посмотрите, какие чудесные коврики – из пуговиц.
- Давайте снимем обувь и пройдём на коврик, сделаем массаж для ног.
Девочки встанут на широкий коврик, а мальчики – на узкий.
Упражнение для мышц ног
«Раз – два – три – четыре -
пять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать.
(шагают по массажному коврику)
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
(выполняют движения по тексту)
Подтянитесь на носочках-
Ровно столько раз, сколько
Пальцев на руке у вас.
Загибают пальцы на руке, считая до пяти; одновременно поднимаясь на носочки)
Это лёгкая забава-
Повороты влево – вправо.
Нам известно всем давно,
Там – стена, а там – окно.
(руки на поясе, повороты корпуса)
Приседаем быстро, ловко,
Здесь уже видна сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
Приседание с вытянутыми вперёд руками)
А теперь – ходьба на месте.
Это тоже интересно.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ножки укреплять.
(ходьба на месте)
На носочки поднялись,
Опустились сразу вниз.
Перекат на пяточки,
Снова на носочки.
(выполняют движения по тексту)
Мы назад вернулись,
Друг другу улыбнулись.
Поворот друг к другу, улыбнуться соседу)
Будем прыгать - прыг да скок,
Опускайтесь на носок!
Всё, закончилась зарядка.
Мы пройдёмся для порядка.
Остановимся, и снова
Мы к занятиям готовы.
(выполняют движения по тексту)
Дети обуваются, воспитатель убирает коврики. Физическое развитие. Деятельность:
двигательная
Физкульт-минутка. Логоритмическое упражне-ние.
Слово и движение. У ребёнка развивается крупная и мелкая моторика, он
может контролировать свои движения и управлять ими.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образовательная
область. Вид
деятельности. Формы
работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат
Основная
часть
А теперь отправимся в мастерскую.
Дети обуваются, проходят в «Мастерскую» : подходят к столам, на которых лежат заготовки из цветного картона с силуэтом дерева, плоские пуговицы разного цвета, формы.
- Давайте вспомним, какие есть времена года (обращает внимание на плакат «Времена года»).
Дети рассматривают плакат, называют времена года.
Как выглядит яблоня в каждое время года?
(Весной – цветы бледно-розовые, летом – зелёные листья, осенью – желтые, красные, коричневые листья и зрелые яблоки, зимой ветви яблони покрыты снегом). Социально-коммуни-кативное
развитие. Деятельность: коммуникативная.
Аудирова-ние.
Рассматривание плаката
«Времена года».
Беседа.
Слово.
Слуховое,
зрительное восприятие.
Обогащение
активного словаря.
Обеспечение творческой активности.
Активизируется словарь ребёнка.
Основная
часть
Ваша задача – с помощью пуговиц «нарядить» яблоню соответственно временам года. Весна соответствует зелёному полю, лето соответственно – красному. Какому времени года будет соответствовать желтое поле? Синее?
(Жёлтое поле соответствует осени, синее - зиме).
Начнём «оживлять» дерево с того времени года, которое сейчас у нас. Назовите его.
(Весна).
Воспитатель показывает на цветущую ветвь яблони на картине «Времена года» :
Рассмотрим ветвь яблони, что вы на ней видите?
(Листьев ещё нет, цветы распустились).
Выберите пуговицы, с помощью которых вы изобразите «цветущую» яблоню.
(дети выбирают пуговицы в форме цветов) Социаль-но-коммуникативное
развитие. Деятельность: коммуникативная.
Аудирова-ние.
Беседа.
Слово.
Слуховое и зрительное восприятие.
Обеспечение возможности самовыражения детей. Становление эстетического
отношения к окружающему миру. Ребёнок реализуется в творческой деятельности, проявляет инициативу.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образова-тельная
область. Вид
деятельности. Формы
работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный результат
- Ребята, один из пары нанесёт клей на те места, где будете располагать пуговицы – «цветочки», а второй из пары приклеит соответствующие пуговицы. Дети выполняют действия.
Сколько пуговиц – цветочков?
(7 пуговиц выдано каждой паре. Дети должны приклеить все и пересчитать)
Продолжим работу на картоне с красным фоном. Какому времени года он соответствует?
(Лето.)
Что на ветвях яблони будет летом?
(Листья зелёного цвета).
Выполните аппликацию пуговицами соответствующего цвета.
Дети приклеивают на ветви дерева (поле красного цвета) зелёные пуговицы.
Какое время года следует за летом? Какое поле будете заполнять далее?
(Осень, заполняется поле жёлтого цвета).
Дети выполняют аппликацию самостоятельно, выбирая пуговицы желтого, оранжевого и красного цветов).
Как вы думаете, как можно с помощью пуговиц нарядить яблоню в зимний период?
(Белыми пуговицами изобразить снег).
Дети выполняют аппликацию на ветках дерева на синем поле картоне, приклеивая белые пуговицы.
Художественно – эстетическое развитие
.Познавательное развитие. Деятельность: трудовая, коммуникативная.
Художественный труд, ситуативная беседа
Панно из цветного картона, пуговицы, клей, салфетки.
Развитие детского творчества.
Формирование положительно-го отношения к художественному труду.
Развивается воображение и творческая активность.
Структура
ННОД Содержание ННОД Образовательная
область. Вид
деятельности. Формы
работы Наличие средства Образователь-ные цели и задачи по ФГОС Итоговый образовательный Результат
Заключи
тельная часть -Ребята, посмотрите, какие картины у нас получились.
Каждая пара демонстрирует свою «картину» гостям и друг другу.
-Обратите внимание: все ли аккуратно приклеили пуговицы.
-Что вы сегодня узнали?
(Деревянные пуговицы не тонут, остальные- пластмассовые, металлические – тонут в воде).
- Чему сегодня вы научились?
(Подбирать пуговицы к одежде,
выполнять аппликацию из пуговиц).
Сегодня вы работали с коллекцией пуговиц, которые собирали я и моя мама. А у вас дома есть пуговицы?
Да, у мамы (бабушки) в шкатулке с нитками, лежат разные пуговицы.
- Я хочу вам подарить на память пуговицы для детской одежды.
Возьмите себе по две понравившиеся. Социально-коммуникативное
развитие.
Деятельность: коммуника-тивная. Обсуждение.
Беседа.
Похвала словесная.
Анализ и оценка полученного результата.
Проверка результата практической деятельности.
Ребёнок осознает себя как участник познавательного творческого процесса;
учится оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Список используемой литературы.
1. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации.
А. А. Майер. Педагогическое общество России; М., 2014.
2. Интегративная познавательная деятельность младших дошкольников.
Деркунская В. А. ; Педагогическое общество России; М., 2014.