Галина Евченко
Конспект занятия по теме «Труженики полей» (фермеры) для детей старшей группы. Этап самостоятельной речи (рассказ по памяти)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по теме «Труженики полей» (фермеры)для детей старшей группы. Этап самостоятельной речи (рассказ по памяти).
Логопедические цели:
•неречевые цели - воспитание активности, инициативы, умения перевоплощаться, произвольного поведения, памяти;
Публикация «Конспект занятия по теме „Труженики полей“ (фермеры) для детей старшей группы, Этап самостоятельной речи (рассказ по памяти)» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
•речевые цели - воспитание навыков самостоятельной речи при составлении рассказа по памяти, просодии.
Педагогические цели.
Уточнение и расширение представлений детей о тружениках полей.
Воспитательные цели.
Играть вместе, играть дружно, помогать друг другу.
Оборудование:
1. Билеты на автобус.
2. Картинки с изображением весенних полевых работ (вспашка земли, боронование, посевные работы, опрыскивание поля с самолёта).
3. Платок для бабушки.
4. Шапочки для драматизации.
5. Колосок.
6. Сказка «Колосок».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Построение детей, приветствие, выбор дежурного. Логопед дает дежурному целевые установки на занятие и первую игру.
2. Воспитание активности, инициативы. Творческая игра «Путешествие».
Логопед. Сегодня мы совершим путешествие по весенним дорогам. Автобус поведёт тот, кто первый выйдет по считалке.
Дежурный. Быстро нужно нам собраться, мотор нужно заводить.
Кто шофёром хочет быть?
Раз, два, три, шофёром будешь ты.
Шофёр приглашает детей в автобус. Дети садятся на стульчики, стоящие в два ряда, в затылок друг за другом. Приобретают билеты, переговариваются.
2. Творческая игра «Путешествие».
Логопед. Вашим экскурсоводом буду я. Мы поедем по весенним дорогам и
будем наблюдать за тем, какую работу ведут фермеры в поле.
Логопед выставляет перед детьми картину, на которой изображены люди, работающие в поле.
Логопед. Посмотрите в правое окно автобуса.
Дети рассматривают картину.
Логопед. Чем заняты фермеры на этом поле?
Дети. Вспахивают землю.
Логопед. Чем фермеры пашут землю?
Дети. Фермеры пашут землю трактором, к которому прикреплён плуг.
Логопед. Какую работу выполняют фермеры после вспашки земли?
Дети. Боронят.
Логопед. Посмотрите в левое окно автобуса.
Логопед выставляет перед детьми картину, на которой фермеры занимаются боронованием земли.
Логопед. Чем заняты фермеры на этом поле?
Дети. Здесь фермеры занимаются боронованием земли.
Логопед выставляет перед детьми картину, на которой фермеры засевают поле.
Логопед. Прямо перед вами поле. Что делают на этом поле?
Дети. Здесь фермеры сеют.
Логопед. Что делает самолет над этим полем?
Дети. Самолет опрыскивает посевы.
Логопед. Сейчас мы остановимся, чтоб немного отдохнуть.
Логопед надевает платок одному из детей, который будет исполнять роль старушки.
3. Воспитание творческой инициативы, произвольного поведения. Рассказы детей.
Логопед. Поздоровайтесь, дети, с бабушкой.
Дети. Здравствуйте, бабушка.
Бабушка. Здравствуйте, детки. Как сюда вы добрались? Что в пути
повидали? Как доехали, скажите, по порядку расскажите.
Дети рассказывают 4 – 5 рассказов.
1-й ребёнок. Мне больше всего запомнились весенние поля. Я видел, как на
одном поле фермеры вспахивали землю. После вспашки поле
бороновали. А потом его стали засевать. Засеянное поле
опрыскали с самолёта, чтобы не завелись вредители.
2-й ребёнок. А мне запомнилось, как фермеры пахали землю трактором, к
которому был прикреплён плуг. Тракторист был весёлый. Ему
нравилось работать в поле. После вспашки поле бороновали, а
потом засевали. А ещё над полем летал самолёт. Он
опрыскивал его, чтоб там не завелись вредители.
3-й ребёнок. А я запомнила, как на весеннем поле пахали и бороновали землю фермеры. А потом пошли по полю сеялки. Когда поле было засеяно, с самолёта его опрыскивали. Это нужно было сделать для того, чтоб не завелись разные вредители.
4-й ребёнок. Путешествуя по весеннему полю, мне больше всего запомнилось, как тракторист, вспахивал поле. Он был весёлый, улыбался. Видно ему нравится работать в поле. Потом по полю пошли сеялки. Они помогли фермерам засеять поля. А потом самолёт опрыскал поле с посадками, чтоб вредные насекомые не повредили их.
Логопед даёт оценку одному-двум рассказам детей.
Логопед. У бабушки весной тоже много забот. Она на своём огороде выращивает цветы, овощи. Давайте поможем бабушке.
4. Воспитание просодии, выразительных движений. Хороводная игра-инсценировка «Маки-маковочки».
Дети строят круг вокруг бабушки.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, только землю копаю.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, только землю разрыхляю.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, только грядки делаю.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, только мак посеяла.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, только мак поливаю.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Что вы, детки, мак еще растет.
Дети показывают.
Дети. Ой, на горе мак, под горой мак.
Маки, маки, маковочки, золотые головочки.
Поспел ли мак, бабушка?
Бабушка. Да, детки, мак поспел, собрали его, теперь испечем калачи и
по сыпем их маком».
Дети показывают.
5. Воспитание навыков самостоятельной речи. Игра-драматизация по украинской сказке «Колосок».
Логопед. Хорошо вы помогали бабушке. И бабушка вам расскажет сказку. Сказка о том, как Петушок проучил двух лентяев. Помогут бабушке рассказать и показать сказку Света, Ангелина, Егорка и Соня. Егорка будет – Петушком, Ангелина – Круть, Соня – Верть. В роли сказочницы (бабушки) – Света.
Дети надевают шапочки.
Бабушка. Сказка называется «Колосок». Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.
Петушок. Круть, Верть, - глядите, что я нашёл!
Прибежали мышата и говорят.
Круть и Верть. Нужно его обмолотить.
Петушок. А кто будет молотить?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Ладно, - я обмолочу.
Бабушка. И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.
Мышата играют в лапту.
Бабушка. Кончил петушок молотить и крикнул мышатам.
Петушок. Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Бабушка. Прибежали мышата и запищали в один голос:
Круть и Верть. Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!
Петушок. А кто понесёт?
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Петушок. Ладно, - я снесу зерно на мельницу.
Бабушка. Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем
затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Мышата играют в чехарду.
Бабушка. Вернулся петушок с мельницы, опять зовё т мышат:
Петушок. Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.
Бабушка. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся.
Круть. Ай да петушок!
Верть. Ай да молодец!
Круть и Верть. Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Петушок. Кто будет месить?
Бабушка. А мышата опять своё.
Круть. Только не я!
Верть. Только не я!
Бабушка. Подумал, подумал петушок и говорит.
Петушок. Видно, мне придётся.
Бабушка. Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь
истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Круть. Ох, и проголодался я!
Верть. Ох, и есть хочется!
Садятся за стол.
Петушок. Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.
Круть и Верть. Ты нашёл!
Петушок. А кто колосок обмолотил?
Круть и Верть. Ты обмолотил!
Петушок. А кто зерно на мельницу носил?
Круть и Верть. Тоже ты.
Петушок. А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Круть. Всё ты.
Верть. Всё ты.
Петушок. А вы что делали?
Бабушка. Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.
6. Закрепление навыков самостоятельной речи в диалоге. Беседа о путешествии.
Логопед. Тут мы с бабушкой простились, в путь-дорогу снарядились, на автобусе помчались, быстро дома оказались.
Дети садятся перед логопедом. Логопед задаёт вопросы о весенних полевых работах, спрашивает, что узнали дети о тружениках поля, что больше всего запомнилось.
7. Организация окончания занятия.
Оценка поведения детей дежурным, передача дежурства, прощание, уход.