Ирина Громышева
Конспект логопедического занятия по теме «Слова-признаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия по теме
Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: практически познакомить детей с понятием “слово-признак”.
Программные задачи:
Коррекционно-образовательные:
• дать понятие о словах-признаках;
• расширить и уточнить словарь предметов;
• упражнять в согласовании прилагательных с существительными:
Коррекционно-развивающие:
• развивать логическое мышление;
Воспитательные:
• воспитывать умение самостоятельно выполнять задания и доводить их до конца;
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Слова-признаки“» размещена в разделах
• воспитывать усидчивость, произвольное внимание
• воспитывать навыки сотрудничества.
Оборудование: человечки слова-предметы, слова-признаки, домики, схема для описания слов-признаков, картинки-медальоны (помидор, яблоко, апельсин, тыква, огурец, капуста, морковь).
Ход занятия
1. Мотивационно ориентировочный этап.
Здравствуй, дружочек!
Здравствуй, дружок!
Встанем мы вместе
С вами в кружок. Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
2. Поисковый этап.
- Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Оно пришло от жителей города Словоград. Наверное, что-то случилось, прочитаем его?
Д: - Да.
- Ой, беда, беда, беда!
Разбежались все слова.
Без слов исчезнуть можем мы,
Скорей слова вы отыщите
И домой их верните!
Л: - Ну что ж, поможем жителям города Словоград собрать и подружить слова?
Д: Да!
3. Практический этап.
Л. : Сегодня, ребята, мы поможем жителям города Словоград найти слова, вспомним, какие они бывают и за что отвечают. И узнаем, что получится, если слова подружатся.
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Словоград.
Л. : Перед нами разноцветная дорожка, пойдемте по ней.
(Дети идут, проговаривая ритмично четверостишие)
В Словоград мы идем,
Быстро все слова найдем.
Сумеем мы их подружить,
Красиво будем говорить!
Л: Вот мы и пришли в Словоград.
Л. : Посмотрите, на полянке стоят домики в них живут слова-предметы, но они развеселились на полянке и не хотят возвращаться домой. Я предлагаю вам поиграть в игру «Живое-неживое», чтобы вернуть слова – предметы в свои домики.
Л: Вспомните, как мы спрашиваем о неживых предметах?
Д: - Что это?
Л: - А о живых?
Д: - Кто это?
Человека в руки бери
Живой иль неживой предмет говори:
Белка, арбуз, мишка, машина, бабочка, пирамидка, кот, мяч.
Дети расставляют человечков к домикам «Кто?» и «Что?»
Л., Смотрите, кто-то на пригорке машет нам рукой. Подойдем, посмотрим.
Л. : Кто, ты?
- Я КАКОЙ? Зовут меня так. А вот моя полянка и домик. Здесь жили мои слова, но они разбежались.
Л. : А какие твои слова?
- Мои слова красивые. Все слова – предметы приходят ко мне и спрашивают у меня «Какой у меня цвет, какой вкус, какая величина, какой на ощупь?». И я даю им эти слова.
- Ну, вот, например, бежит ко мне слово «мяч», я ему даю слова «голубой, красивый, резиновый, прыгучий, твердый».
А вот теперь они разбежались, И ваша речь теперь будет некрасивой.
Л. : Не переживай КАКОЙ, мы тебе поможем, правда, ребята?
Л. : Ребята, посмотрите, на полянке у нашего друга КАКОЙ лежат картинки овощей и фруктов, выберите себе понравившийся овощ или фрукт. (Дети надевают медальоны овощей и фруктов).
Л. : Присядьте все. Я превращаю вас в семена овощей и фруктов. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали растениями. Тянуться к солнышку.
Л. : А теперь давайте друг другу представимся.
- Я – тыква, а ты кто? (Дети представляются друг другу).
(Дети садятся на стульчики).
Л. : Ребята, чтобы мы с вами смогли рассказать какой предмет, нам с вами поможет схема. В первом квадрате – рассказать нужно о предмете (что это? или кто это, во втором – цвет, в третьем – форма, в четвертом - вкус).
Л. : Сначала расскажу я, а вы внимательно послушайте.
- Я – тыква - оранжева, круглая, сладкая, хрустящая.
- Я сказала много красивых слов, а называются они – слова-признаки. Обозначаются слова-признаки – желтым треугольником.
- Называйте слова-признаки и складывайте их в коробочку. А чтобы лучше понять какой на вкус овощ или фрукт предлагаю вам попробовать его.
- Яблоко, ты какое? (Красное, большое, круглое, сладкое)
- Огурец, ты какой? (Зеленый, маленький, овальный, хрустящий)
- (Дети по очереди отвечают, какой они фрукт или овощ).
Л:- Как я задавала вопрос об этих предметах?
Д:- Какой? Какая? Какое?
Л. : Давайте запомним, слова-признаки отвечают на вопросы : Какой? Какая? Какое?
Л. : Отнесите нашему многоуважаемому КАКОЙ баночку со словами – признаками.
- КАКОЙ. Спасибо вам ребята. Вернулись красивые слова домой.
- Я предлагаю вам поиграть в любимую игру моих слов игру - «Наоборот».
-Л. : Становитесь в круг, я вам бросаю мяч и называю слово-признак, а вы слово-признак наоборот.
«Маленький – большой», «Холодный - горячий», «Тяжелый – легкий», «Широкий – узкий», «Черный – белый», «Твердый – мягкий».
Л. : Молодцы ребята. Мы помогли жителям города Словоград, вернули все слова на место. Теперь нам пора возвращаться домой. А чтобы вы помнили о своем путешествии и не забыли, какие красивые слова можно говорить, многоуважаемый КАКОЙ дарит вам игру «Наоборот».
Д. : Спасибо.
Л. : Возвращаемся домой по дорожке.
Рефлексивно-оценочный этап.
Л. : Ребята, вам сегодня понравилось на занятии? С какими новыми словами мы познакомились? Что вам понравилось?