Наталья Соколова
Конспект занятия по социально-нравственному развитию дошкольников пятого года жизни
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей №10 «Кораблик» г. Лесосибирска
Конспект занятия по социально-нравственному развитию дошкольников пятого года жизни по художественной литературе с элементами драматизации.
Тема занятия : «Игра-драматизация по сказке «Волк и семеро козлят».
Лесосибирск
Публикация «Конспект занятия по социально-нравственному развитию дошкольников пятого года жизни» размещена в разделах
Цели занятия :
- Формировать у детей, на примере сказочных героев, понимание особенностей взаимоотношений полов в семье;
- Формировать у детей представление о положительном эмоциональном отношении к будущей мужской или женской ролям, обязанностях членов семьи в домашнем хозяйстве;
- Воспитывать у детей культуру общения в семье, уважительные взаимоотношения, желание заботиться друг о друге;
- Развивать у детей умение реализовывать совместную игровую деятельность, вести себя в соответствии с выбранной ролью;
- Развивать умение создавать образы живых существ с помощью выразительных движений и мимики;
- Воспитывать умение работать сообща в компании;
- Развивать выразительную речь при прочтении стихотворения.
Материалы:
- Маски: для мамы-Козы – большие рожки с косынкой, для девочек- козочек – маленькие рожки с косынкой, рожки для мальчиков-козлят;
- Атрибуты для сказки: стол, стулья, посуда, скатерть, бутафорская выпечка, ведёрки, дрова (предметы-заместители);
- Карточки для объединения в компании (см. приложение 3);
- Пиктограммы (2 штуки) : с изображениями грусти и радости (см. приложение 1.);
- Знаки, обозначающие игровые зоны ( картинки с изображением: леса и речки).
Предварительная работа:
- Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
- Обсуждение вопросов по содержанию сказки и поведению героев сказки (см. приложение 5).
-Разучивание стихотворения
«Как прогнать волка» (см. приложение 6)
- Маркировка стульчиков красными и синими кружочками. (Воспитатель)
- Распределение группы на необходимые зоны (речка, лес, дом). (Воспитатель)
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Перед занятием дети находятся в приёмной с младшим воспитателем. Тем временем воспитатель ставит стульчики по кругу, чередуя стулья с красными и синими кружочками. Перед входом в группу воспитатель объясняет детям, что их стульчики превратились в пенёчки, стоящие в лесу, и, что садиться можно не на любой пенёк. Спелые ягодки прислонились к пенёчкам, и от этого на них появились красные пятнышки, такие пеньки для девочек. А капельки росы оставили свои синие метки на пеньках для мальчиков. И поэтому сейчас каждый должен пройти и сесть на свой пенёк.
Дети входят и размещаются на стульчиках – пенечках.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на картинки (показывает пиктограммы грусти и радости). Какое настроение они передают? (Ответы детей). Недавно мы с вами читали сказку «Волк и семеро козлят». Какое было настроение у мамы-Козы, когда она пришла домой и не увидела своих деток на месте? А когда она нашла своих деток?
Дети отвечают и выбирают подходящую пиктограмму.
- А у вас бывает грустное настроение? (Ответы детей). Я знаю игру, которая поднимет настроение всем.
Проводится игра «Ласковый дружочек» (см. приложение 2.)
II. Основная часть:
- Итак, настроение мы подняли, и теперь оно вот такое (показывает пиктограмму «Радость»). А чтобы оно стало еще лучше, я приглашаю вас в сказку.
- Представьте себе, что у мамы-Козы было бы не семеро козлят, а больше – например, столько, сколько нас с вами в группе. Смогли бы козлята все вместе играть и маме помогать? (Ответы детей).
- Но в нашей группе есть девочки и мальчики. А в семье мамы–Козы будут только дочки, или и дочки, и сыночки? (Ответ детей)
Воспитатель предлагает детям убрать стульчики-пенёчки и пока звенит волшебный колокольчик, превратится в козлят. Воспитатель звенит в колокольчик, дети надевают элементы костюмов: мальчики-рожки, девочки-косыночки с рожками. По окончанию воспитатель надевает фартук и маску козы.
Воспитатель:
- Теперь я мама-Коза, а вы мои козлята!
- Как мы знаем, жили козлята с мамой в уютном тёплом домике дружно и весело. Козлята-мальчики были старше девочек, и как будущие мужчины делали работу потяжелее: носили воду с речки и таскали дрова для печки, а девочки – козочки дом прибирали, да стол накрывали.
- Вот и мы все будем заняты делом, а каким сейчас узнаете.
Воспитатель разбрасывает на ковре карточки для мальчиков, на столе карточки для девочек (см. приложение 3.) Мальчики и девочки берут карточки, объединяются в компании. По рисунку на карточке каждая компания отгадывает свое дело и показывают готовность, взявшись за руки. Далее компании поочередно рассказывают друг другу почему они собрались все вместе и чем будут заниматься. По окончанию воспитатель обращается к девочкам:
-Пожелайте братикам удачи, чтобы они осторожными были. (С той целью, чтобы между детьми разного пола завязался диалог).
- А вы, сыночки, какой наказ сестрёнкам дадите, уходя по своим делам, ведь в лесу серый волк затаился? (Не открывать никому дверь, дождаться защитников).
Девочки-козочки заняты работой по дому, а мальчики – козлята тем временем носят воду и дрова (заместители дров – кирпичики из строительного материала). После сделанной работы мама-Коза приглашает всех за стол чай с пирогами пить. Все козлята садятся на стульчики, а маме стула не хватило. (Большой стул стоит отдельно).
Мама – Коза:
- Ой, дети мои, а маме стульчика не найдётся?
Подвести детей к тому, чтобы они принесли маме-Козе большой стул, или уступили свой (тогда мама-Коза возьмёт ребёнка на руки). Мама коза благодарит своих козлят, желает всем приятного аппетита. Все вместе пьют чай с пирогами.
Мама – Коза:
- Попили чай с пирогами, работу сделали, а теперь и повеселиться можно! Я новую игру знаю. Хотите поиграть?
- Тогда вставайте в круг.
Подвижная игра «Вокруг домика» (см. приложение 4.)
Раздаётся стук в дверь (воспитатель незаметно для детей стучит)
Мама – Коза:
- Кто стучится в нашу дверь? (Ответы детей)
- А если это волк!
Девочки-козлята прячутся за маму, боятся.
Мальчики-козлята остаются на своих местах и вместе повторяют за мамой – Козой:
Мы отважные ребята,
Очень смелые козлята!
Всю семью мы защитим
И в обиду не дадим!
Уходи, зубастый зверь,
Не стучи ты в нашу дверь!
Стук повторяется. Мама-Коза предлагает смелым козлятам повторить слова ещё раз, но громче и более твёрдым голосом. Сыновья так и делают, стук прекращается.
Мама – Коза:
- Доченьки мои, посмотрите, какие смелые и дружные ваши братья. Они у нас такие храбрые, как настоящие мужчины. Волк больше к нам не вернётся и не будет стучать в дверь. Он теперь знает, что в этом доме есть защитники. Они не дадут своих близких в обиду.
Девочки обнимают мальчиков и благодарят их.
Мама – Коза:
- Деточки мои, а теперь помогите маме убрать со стола, а наши защитники уберут тяжёлые стульчики. (Дети выполняют действия).
Мама – Коза:
- Пока звенит волшебный колокольчик, мы превратимся в девочек и мальчиков. (Воспитатель и дети снимают атрибуты)
III.Заключительная часть.
Воспитатель:
- Я глаза закрою вдруг, а открою – будет круг!
Дети становятся в круг.
- Ребята, какая же хорошая, дружная у Козы семья. И не важно, сколько у неё детей. Главное, что все они помогают маме и уважают друг друга. Я желаю, чтобы у каждого из вас в будущем была такая же дружная семья.
Приложение 1.
Пиктограммы, изображающие эмоциональное состояние «Грусть» и «Радость».
Приложение 2.
Игра «Ласковый дружочек».
Дети стоят в кругу (мальчик – девочка). Каждый ребёнок должен назвать своего соседа или соседку ласковым именем (например, Катя – Катенька – Катюша и т. д.).
Цель этого упражнения – настроить детей друг на друга, дать каждому ребёнку почувствовать себя в центре внимания, способствовать развитию общения между девочками и мальчиками.
Приложение 3.
Карточки с заданиями для мальчиков-козлят.
Обозначает, что нужно принести воды с речки.
Обозначает, что нужно дров натаскать.
Означает, что нужно прибрать дом.
Означает, что нужно накрыть стол.
Приложение 4.
Подвижная игра «Вокруг домика»
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Один из них ходит за кругом и приговаривает:
- Вокруг домика хожу, да в окошечко гляжу (заглядывает). К кому хочу, к тому постучу (Стучит по плечу тому, рядом с кем остановился). Ему отвечают:
- Кто там?
- Это я (имя). Побежишь со мной наперегонки?
Если отвечают: «Да», то эти два играющие встают спинками друг к другу и по команде бегут наперегонки по кругу, стараясь успеть занять пустой домик. Кто не успел добежать до домика, тот становится водящим и снова ходит вокруг домика. (Так играют 2 – 3 раза)
Если водящему ответят «Нет, не побегу с тобой наперегонки», то он стучится в другой домик.
Первой игру начинает мама-Коза (она водящая).
Приложение 5.
Вопросы к беседе по сказке «Волк и семеро козлят»
1. Знакомство с понятиями - действиями: топить печь, носить воду, дрова.
2. Ребята, как вы думаете, правильно ли козлята поступили, открыв волку дверь?
-3. А как должны были поступить козлята?
4. Могли ли козлята, не открывая дверь прогнать волка?
5. Скажите, как вы думаете, остался бы волк у дверей домика, если бы козлята громким и твёрдым голосом сказали, что не боятся его, и, что они храбрые и сильные?
6. Кто в семье должен заступаться за младших и слабых? (Папа, мужчина).
7. А если папы нет дома, кто же может заступиться за маленьких козлят?
Приложение 6.
Стихотворение «Как прогнать волка»
Мы отважные ребята,
Очень смелые козлята!
Всю семью мы защитим
И в обиду не дадим!
Уходи, зубастый зверь,
Не стучи ты в нашу дверь!