Светлана Мордарева
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
ПО
социально-коммуникативному развитию
старших дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ.
Тема: «Путешествие по сказке В. Катаева "Цветик- cемицветик"»
Педагог-психолог МБДОУ №130 Мордарева С. Ю.
Г. Ростов-на-Дону
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативных навыков, формирование умений устанавливать положительный контакт у старших дошкольников со сверстниками с ОВЗ.
Задачи:
- познакомить детей с произведением В. Катаева сказкой "Цветик – семицветик»;
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию старших дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- закреплять положительные нравственные понятия о добре, дружбе, взаимопомощи;
- развивать эмоциональную сферу детей, умение изображать мимикой эмоциональное состояние человека;
- способствовать развитию толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ, желания - прийти на помощь;
--воспитывать любовь к художественной литературе, к героям произведения;
Ход занятия:
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да и сказку расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Сказку рассказать мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Сказка дарит нам сюрприз!
Ребята, вы сказки любите?
Ответы детей:
Вхождение в сказку — У меня есть волшебный цветок, этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. (Предлагает детям дотронуться до цветка) Вот мы и в сказке!
Слайд№1-2.Сказка Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем сзади пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Обернулась Женя, но уже поздно! Все баранки съедены. — Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.
Воспитатель: - Ребята! Почему Женя заплакала?
Ответы детей:
Слайд №2 Вдруг откуда ни возьмись — старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит: — Не плачь, я тебе помогу. И старушка подарила Жене очень красивый цветок. (Демонстрируется цветик-семицветик.) У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету). — Это цветик-семицветик, — сказала старушка. — Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова:
Воспитатель: - Ребята, давайте вместе скажем:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели.
Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова…
Слайд№3
Упражнение 3. «Желтый лепесток» Один ребенок играет роль Жени. Он с помощью ведущего говорит волшебные слова и формирует заключительную фразу-приказ: «Вели, чтобы я с баранками оказалась дома». Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома. Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу. Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
Воспитатель: - Что делать? А вы как думаете? Что сказала бы ваша мама? (Не бояться говорить правду маме, что)
Воспитатель:Но всего этого в сказке не было. А было другое. Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова:«Вели, чтобы ваза вновь стала целой».
Упражнение 6. Ваза (легким фоном музыка). Дети из «осколков» собирают вазу (коллаж).
Слайд№4
Воспитатель: Пошла Женя во двор погулять, а там мальчики в героев-полярников играют. — Мальчики, примите меня поиграть, — сказала Женя. — Ишь, чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем. —Какой же это Северный полюс? Этопесокдадоски. —Непесок, аморе, недоски, альдины. Уходи, немешайнам. —Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на вашем игрушечном, а на всамделишном. Женя достала цветик-семицветик, оторвала синий лепесток и сказала волшебные слова.
Слайд№5
Упражнение 1. Синий лепесток Дети давайте скажем волшебные слова, так как сказала их Женя. Вынимает лепесток и приказывает: «Вели, чтобы я сейчас же был (а) на Северном полюсе». Воспитатель обращает внимание на то, что эту фразу следует произносить капризно и упрямо. Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там — сто градусов!
Упражнение 2. Северный полюс воспитатель выключает свет и включает музыку. Детям предлагается покружиться в вихре, отдаться вихрю, чтобы он перенес их на Северный полюс. Ведущий предлагает детям оглядеться вокруг и рассказать, что они видят и чувствуют на Северном полюсе. (В случае затруднения ведущий задает наводящие вопросы. Крупные предметы в группе (столы,
стулья.) превращаются в медведей, тюленей, льдины.) Дети активно «мерзнут». А как же Жене помочь? (Ответы детей) Женя благополучно вернулась в свой родной двор.
Слайд №6
Упражнение 3. «Зеленый лепесток» Упражнение проводится аналогично другим упражнениям с лепестками. Ведущий выбирает ребенка на роль Жени. (По очереди). Обращает внимание на голос Жени: испуганный, но решительный, громкий. Роль Жени в этом упражнении можно предложить ребенку неуверенному в себе, с тихим голосом, чтобы активизировать его, пробудить внутренние силы организма. И в тот же миг она вновь очутилась во дворе, видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла. Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого много игрушек». Вынула Женя цветик-семицветик, (как ей дальше поступить,
(Ответы детей), а Женя оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебные слова.
Слайд №7
Упражнение 4. Оранжевый лепесток Ведущий выбирает ребенка на роль Жени и обращает внимание детей на интонацию речи. Слова нужно произносить с чувством превосходства над другими. Ведущий помогает оформить заключительную фразу: «Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои!». И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков. — Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя. Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя по лестнице — игрушки за ней.
Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.
Игра с мячом «Пожелания»(игрушки).
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один — голубой — лепесток. — Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет. Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?
Слайд №8
Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться. — Мальчик, как тебя зовут? — Витя. А тебя как? — Женя. Давай побегаем наперегонки. — Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.
Слайд№9
— Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди. С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток.»
Слайд №10
Итог: На самом деле ее по-настоящему порадовала возможность сделать здоровым больного мальчика. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Ребята вы узнали сказку? Да, это «Цветик-семицветик», авторВ. П. Катаев. и. тд.
Заключение
Ведущий включает музыку— Сказка закончилась, а вместе с нею иссякла волшебная сила, которую подарил нам цветок в начале занятия. А без волшебной силы невозможно путешествовать по сказкам. Мы снова оказались в обычном мире. Каждому ребенку ведущий дарит маленький цветик-семицветик и предлагает придумать желание на каждый лепесток.
Прощается, благодарит.
Литература:
1. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева "Практикум по сказкотерапии»
2. Капская, А. Ю. Планета чудес: развивающая сказкотерапия для детей. – СПб. : Речь, 2008. – 221 с.
3. Клюева, Н. В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237
4. Сахипова, З. Г. Читаем детям. – Л. : Просвещение, 1987. – 239 с
5. Н. М. Погосова (Огненко) Погружение в сказку.
6. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой. – Харьков: Фолио, 1996. – 464 с.
7. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошколь-ников. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. – 250 с. 2а: