Юлия Николаевна Сафронова
Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию «Путешествие в страну Добра» для детей 6 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Добра»
Педагогическая цель: развитие познавательно-речевой и эмоциональной сферы старших дошкольников.
Психологическая цель: развитие эмоционально-личностной сферы и коммуникативных навыков старших дошкольников.
Педагогические задачи:
Образовательные:
• Способствовать духовно-нравственному развитию детей через формирование интереса к книге, воспитывать сострадание, сочувствие к героям литературных произведений.
Публикация «Конспект бинарного занятия по социально-коммуникативному развитию „Путешествие в страну Добра“ для детей 6 года жизни» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
• Активизировать представления детей о нравственных качествах: добро, трудолюбие, хвастовство, гостеприимство, хитрость, дружба, упрямство, забота, любовь, сочувствие, милосердие, благодарность.
• Обогащать словарь детей : книга, цветок, компас, путь, корзина, помирились, трудолюбивая, хвастливый, упрямые, забота, сострадание, сочувствие, милосердие, помощь, пословицы, желание, друг, дружба, честность.
Развивающие :
• Развивать логическое мышление и моральное осознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера героев сказок и их поступками.
• Развивать умения создавать выразительный образ цветка.
Воспитательные:
• Способствовать развитию у детей мотивации к совершению добрых поступков - дел, совершаемых на пользу другим, вызвать желание помочь в трудную минуту.
• Воспитывать дружеские и доброжелательные взаимоотношения между детьми, объединяться для совместной деятельности, договариваться.
• Воспитывать способность проявить сострадание к другим людям.
Психологические задачи:
• Снятие психоэмоционального напряжения.
• Развивать морально-нравственные качества.
• Развивать навыки саморегуляции, самоконтроля.
• Развивать умение сопереживать, поддерживать другим.
• Развитие творческих способностей.
• Сплочение детского коллектива.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми:
Знакомство со сказками «12 месяцев», В. Катаева «Цветик – семицветик», пересказ, рисование, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц о доброте
Оборудование и материал к занятию :
Столик удивления с книгой, компас, корзина с подснежниками, мультимедийная установка, ноутбук, маски Лисы и Журавля, самодельный «цветик - семицветик», цветные лепестки, конверт с загадкой, картинка из сказки «Цветик - семицветик» В. Катаева, раздаточный материал: салфетки, формы из гипса, с контурным изображением «цветика - семицветика», краски, кисточки, стаканчики с водой, фломастеры, аудиозаписи, пазлы самодельные «Два барана», бланки с геометрическими фигурами, волшебный колпак.
Ход:
Звучит аудиозапись песни «Улыбка» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, под которую дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им свои улыбки!
Упражнение «Подари улыбку» (Дети поворачиваются друг к другу и дарят улыбки).
Мотивирование к деятельности.
На столике удивления - книга.
Воспитатель обращает внимание детей на книгу : Что это? Высказывания детей : журнал, блокнот, книга.
Воспитатель: Да, ребята, это книга. Вы любите книги? Почему? Рассуждения детей : в книге есть картинки, их можно рассматривать, вместе с мамой почитать, узнать много интересного и т. д.
Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать, что это за книга? Открываем…
Создание проблемной ситуации.
Звучит звуковое письмо Цветка.
Я - волшебный цветок Только очень одинок Ветер лепестки развеял Помогите мне скорее!
Воспитатель: Как же нам цветку помочь? Предположения: нарисовать, сделать из бумаги, слепить из пластилина, найти лепестки.
Воспитатель: У вас очень много разных мнений, может быть книга нам подскажет. Перевернём страничку. Ой, в книге что-то есть?
Высказывания детей из личного опыта : часы, компас.
Дети находят в книге самодельный компас.
Воспитатель: В книге мы нашли компас. Давайте рассмотрим компас.
Страну Добра вы отыщите Лепестки цветку верните
Я – компас, я укажу вам путь Не теряйте верный курс.
Воспитатель: Да, ребята, компас необычный, говорящий, в пути он нам поможет. Посмотрите, стрелка компаса что-то показывает? Дети передают друг другу компас, рассматривают и обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Правильно, ребята, у компаса есть стрелка, которая показывает направление нашего движения.
Педагог-психолог: Молодцы ребята, мне нравиться ваш настрой! Однако, что бы отправиться в путешествие нужно набраться сил перед дорогой! Для этого мы с вами превратимся сами в «волшебные цветы».
Волшебные они потому, что умеют разговаривать и двигаться.
А еще они, как дети любят играть и озорничать.
А вы хотите стать волшебными цветами?
Я полью вас из леечки волшебною водой, и вы превратитесь в цветы, (педагог-психолог имитирует полив).
Ты волшебная водица,
лейся на головки.
Превращай скорее деток
в разные цветочки.
В какие красивые цветы вы превратились!
Покачайте своими головками, попробуйте, как гнется ваш стебелек, пошевелите пальчиками – листочками.
Решили цветочки пойти погулять.
Шли, шли и увидели речку. В речке вода холодная «бр-р-р».
Как на другой берег перебраться, а мостик такой узенький.
Давайте встанем, друг за дружкой, одной рукой держимся за впереди стоящего, а другой -за перила мостика.
Идем медленно, ступаем осторожно.
Наконец - то кончился мостик.
Пришли цветочки на полянку.
Встали цветочки в круг.
Решили цветы бабочек ловить. Всем телом напряглись, ноги пошире расставили, чуть вперед подались, руки вперед вытянули.
Хвать! Хвать!
Не поймали, улетела бабочка.
Пока ловили бабочек, подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз опустили, листочки повисли.
Ветер стих, выглянуло солнышко, цветочки улыбнулись солнышку.
На цветы прилетели стрекозы. Стали цветы бегать за стрекозами. Бегают легко на носочках по всей полянке.
Весело цветочкам.
Как стрекозы, листочки - руки в стороны расставили, помахивают ими как крылышками.
Остановились, закружились на месте и присели.
Повалились на спинку, лежат, отдыхают.
Все тело расслаблено, руки ноги расслаблены, как приятно.
Отдохнули, цветочки набрались сил, и вдруг услышали музыку и принялись цветочки танцевать, веселиться (звучит «Вальс Цветов»).
Но пришло время возвращаться в группу.
Сейчас я хлопну в ладоши, и вы снова станете детьми – умными и добрыми. Молодцы ребята, можно и в путь отправляться!
Педагог: Ну что ж, вижу, что все готовы.
В путь - дорогу соберёмся
Все мы за руки возьмёмся. Что поможет нам в пути, Чтоб страну Добра найти? Высказывания детей : удача, доброта, внимание и т. д.
Открытие удивительного рядом.
Звучит аудиозапись.
Дети, взявшись за руки, идут по лесной тропинке и находят корзину с цветами.
Воспитатель: Ребята, смотрите, какая красивая поляна! Давайте присядем. Ребят, как называются цветы? Предположения детей : тюльпаны, розы, подснежники.
Дети с воспитателем рассматривают корзину с цветами - подснежники.
Воспитатель: В какой сказке встречаются подснежники? Рассуждения детей : Дед Мороз, Снегурочка, Рукодельница, «Двенадцать месяцев».
Воспитатель: Молодцы, догадались, в сказке «12 месяцев» Рукодельница собрала подснежники.
Воспитатель: Почему девочку звали Рукодельницей? Рассуждения детей : умела делать много домашних дел, пол подметать, готовить еду, шить, вышивать, вязать.
Воспитатель: Трудолюбивый человек всегда добрый, у него умелые руки. Вы много хорошего рассказали о Рукодельнице, она и трудолюбивая, и добрая, и терпеливая и умелая.
Дети с воспитателем находят лепесток.
Воспитатель: Ребята, мы нашли лепесток, как мы его назовем? Воспитатель: Какие вы догадливые ребята, конечно мы подарим лепесток цветку. Ребенок прикрепляет лепесток к цветку.
Воспитатель: Ребята, компас нам указывает путь.
Звучит аудиозапись.
Дети с воспитателем видят рассыпные пазлы из сказки «Два барана».
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто-то рассыпал пазлы. Давайте, соберем из пазлов картинку. Дети собирают из частей целую картину.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за сказка. Высказывания: сказка «Два барана».
Воспитатель: Где встретились два барана? Высказывания: на мосту, у речки.
Воспитатель: Почему бараны не могли разойтись на мосту? Высказывания: бараны были упрямые, толкались, прыгали, не договорились.
Воспитатель: Как нужно было им поступить? Рассуждения.
Воспитатель: Баранам нужно было договорится. Упрямство - это плохая черта, вот бараны договорились. Дети с воспитателем заменяют нижнюю часть картинки «Бараны на лугу».
Воспитатель: Что мы видим на картинке? Предположения детей.
Воспитатель: Как мы назовем наш лепесток? Рассуждения: уступчивость, дружба.
Воспитатель: Этот лепесток мы назовем - уступчивость.
Дети смотрят на стрелку компаса, подходят на полянку и видят разбросанные игрушки, конфеты, предметы.
Педагог-психолог: Ой ребята посмотрите, что же здесь случилось? Хотите узнать? Сейчас я вам прочитаю историю «Жадный кармашек» и мы во всем разберемся!
Сказка «Жадный кармашек» (Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет : Метод пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – С. 109)
На платье у Оли жил жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-то клали, и не нравилось, когда выкладывали. Кармашек считал, что Оля была вовсе не экономной девочкой: то даст кому-то свою игрушку, то поделится чем-нибудь вкусненьким. «Лучше бы все это ты в карман клала», - думал он. Вот и стал девочке шептать: «Ты брату дала своего зайчика, а он тебе в обмен ничего не дал! Подруге конфету дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в карман клади».
Оля была хорошей и очень послушной девочкой. Вот и послушалась своего кармашка - начала делать все, что он ей советовал. И стал кармашек толстенький, потому что в нем лежало много разных вещей, но ему все было мало. Кармашек непременно хотел хранить какие- нибудь необычные сокровища.
У Олиной мамы было очень красивое ожерелье. Однажды, когда мамы не было дома, кармашек уговорил девочку достать ожерелье и спрятать в него. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на верхнюю полку. Достала девочка ожерелье - большое, длинное, красивое. Но оно не могло уместиться в кармане, он для нее был маленький.
Кармашек немного растянулся, и несколько бусинок вошли в нее, потом он растянулся еще, затрещал и разорвался! И из него посыпались бусинки, конфеты, яблоко, зайчик и еще много разных вещей. Оля очень расстроилась и решила никогда больше не слушать жадных кармашков. А мама, когда пришла домой, отпорола жадный кармашек, а на его место пришила красивый шелковый цветочек.
Педагог- психолог:
- Как вы думаете жадность это хорошее качество? Почему?
- Кого можно назвать жадным? : (тот кто не делиться ни с кем вкусностями, игрушками, книгами, играет единолично)
- Хотели бы вы дружить с жадным ребенком? Почему?
- Как можно назвать человека не жадный, а наоборот … щедрый.
- Кого можно назвать щедрым? (доброго, отзывчивого, внимательного, готового прийти на помощь, поделиться)
-Как отличить щедрого человека от жадного?
-Если мальчик или девочка делится только тем, что им не нужно, можно ли их назвать щедрыми?
Педагог-психолог: Молодцы ребята, а теперь предлагаю и нам с вами поиграть, но конечно же не в жадный кармашек, а в щедрый. Кармашек был жадный, а теперь стал щедрым. И в нем лежат разные угощения для друзей. А какие, сейчас вы расскажете. Раздать детям листы с разными геометрическими фигурами и попросить дорисовать угощение для друга. Обменяйтесь угощениями.
За выполненное задание дети получают, еще лепесток с надписью «щедрый» Ребенок прикрепляет лепесток к цветку.
Воспитатель: Ребята, компас нам указывает путь.
На поляне герои сказки «Лиса и Журавль».
Воспитатель: Вспомните, из какой сказки герои?
Рассуждения детей : сказка «Лиса и журавль».
Воспитатель: Правильно, это персонажи сказки «Лиса и журавль». Но что-то с ними не так, вы рассказать? Высказывания: Лиса и Журавль не смотрят друг на друга, отвернулись, поссорились, обиделись, расстроены.
Воспитатель: Я согласна с вами, Лиса и Журавль поссорились. Из-за чего друзья поссорились? Рассуждения детей : не правильно вели себя, не были гостеприимными, были хитрыми, жадными.
Воспитатель: Да, ребята, Лиса и Журавль поссорились, потому что они не были гостеприимными, не приготовили удобную посуду для гостя, были не внимательными. Как помирить Лису и Журавля? Рассказы детей из личного опыта.
Воспитатель: Как хорошо вы придумали, надо поменять кувшин и миску местами. Давайте, мальчики, поставим удобную посуду, для Лисы - тарелку, для Журавля-кувшин. Дети расставляют посуду, Лиса и Журавль поворачиваются друг к другу и «обедают».
Воспитатель: Ребята, как вы миритесь? Рассуждения из опыта.
Физкультминутка «Дружба начинается».
Дети и воспитатель стоят по кругу рассказывают мирилку «Дружба начинается».
Мирись, мирись, дети держась за мизинцы,
Больше не дерись, пальцем «грозят» друг другу
Мы будем улыбаться «пружинки»
С радостью встречаться. повороты друг к другу, улыбаясь
Дружба не кончается подают друг другу руки
Дружба начинается.
Ты и я, ты и я- показывают руками друг на друга
Мы с тобой – друзья. обнимаются, положив руки на плечи
Воспитатель: Лиса и Журавль помирились. Фигуры героев - дети поворачивают друг к другу.
Дети прикрепляют лепесток к цветку.
Воспитатель: Ребята, компас нам указывает путь. Куда он нас направляет?
Дети подходят к «Волшебному колпаку»
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, что мы нашли! Давайте узнаем кому принадлежит этот волшебный колпак.
Мария Дружкова
Сказка «Доброе сердце»
В одной далекой стране, там, куда не ступала нога человека, а жили лишь маги да чародеи, жил-был могущественный маг по имени Чудодей. Этот маг мог сотворить любое волшебство, но делал он лишь добро. Вместе с ним в огромном красивом замке жили семь магов-учеников. Все они были очень красивыми, но в тоже время сообразительными мальчиками. Все, кроме одного. Звали его Малышокс. Он был очень небольшого роста, немного горбатым, выглядел младше своих лет, но, несмотря на это, Малышокс обладал чрезвычайно добрым сердцем. Мальчики быстро росли, взрослели, набирались умения колдовать. Время летело крайне быстро, незаметно.
Однажды Чудодею стало очень плохо, силы покидали его. и он решил передать свою волшебную шляпу наиболее достойнейшему из учеников. Но кому? Вопрос крайне сложный. Каждый из учеников достоин носить шляпу Великого Волшебника. Тогда Чудодей призвал всех своих учеников, дал им такое задание: «Тот из ВАС, кто своими делами докажет мне, что он достойнее других носить Волшебную Шляпу, тот получит ее!» Ученики обрадовались, закричали, что каждый достоин носить ее. «Я достойне всех!» - кричал Лукан. «Нет, я самый достойный!»- перебивал его Дукат. «Нет, не правда, я достойнее Вас!»- перекрикивал их Цукан. Кричали все, кроме Малышокса. Учитель сказал: «Нужно доказывать не словами, а делами. Идите. Даю Вам срок-один год.» Когда все ушли, учитель прошептал себе под нос: «Да, Все Вы великие маги, но Вам не хватает доброты в Ваших сердцах!» Когда все ученики разошлись, магу стало чрезвычайно грустно. И вдруг Чудодей вздрогнул от неожиданности. У изголовья его кровати стоял. Малышокс. «А почему ты остался?»- растерянно спросил учитель. «Если все уйдут, кто же тебе подаст стакан воды?»- не растерялся Малышокс. «Понятно.»- ответил учитель.
Шли дни, летели недели, месяца. Малышокс не отходил от постели больного учителя ни на минуту. Малышокс поправлял учителю подушку, одеяло, давал пить, кормил. так прошел год.
Через год ученики вновь собрались у постели больного учителя. «Ну, как ты себя чувствуешь, учитель?»- спрашивают его ученики. «Я чувствую себя намного лучше, ведь Малышокс все это время был со мной, поддерживал, подбадривал меня,»-отвечал своим ученикам учитель,- «А ВЫ лучше расскажите мне, чего Вы сделали хорошего за этот год?» «Я,»-начал Дукат,- «я научил птиц, как можно выжить, не улетая в теплые края.»«Подумаешь!» - закричал Цукан, -«зато я научил зверей понимать язык людей!» «Ничего в этом нет удивительного!»,- перебил его Лукан, - «зато я научил людей летать без крыльев!» Ученики стали кричать, перебивая друг друга. «Тише,»- попросил их учитель, - «я выслушал Вас и принял решение.» В комнате воцарилась тишина. «Вы, конечно, все молодцы, много хорошего сделали за этот год, каждый из Вас достоин носить мою шляпу, но, все же, если бы не Малышокс, не было меня на этом свете.»- ответил ученикам учитель. Я вручаю шляпу Великого Волшебника ему., но не потому, что он своей добротой спас мне жизнь, а потому, что его доброе, отзывчивое сердце будет править мудро, по справедливости. Он своей добротой вновь поставил меня на ноги, а Вам всем неплохо было бы поучиться доброте, любви, отзывчивости.
Педагог психолог:
Как вы думаете почему волшебник, выбрал именно Малышокса?
Зачем нужно помогать и поддерживать других людей?
Ребята, а теперь давайте превратимся в волшебников, по очереди оденем, наш колпак и загадаем желание, с условием, что оно должно быть не только для себя, но и для всех. Молодцы, вот и наш, следующей лепесток «сопереживание».
Воспитатель: На столе конверт с загадкой, воспитатель читает загадку:
Он желанья исполняет
Если только пожелаешь
В миг окажешься на льдине
Ты в холодной Антарктиде
Мальчик Витя болен был
Он не бегал, не ходил
Женя тотчас пожелала:
«Чтобы больше не страдал он».
И желание сбылось.
Ребята, вы узнали сказку? Ответы детей : сказка «Цветик - семицветик». Воспитатель: Верно, это сказка В. Катаева. «Цветик - семицветик». Какое желание Жени оказалось самым добрым? Ответы детей : Женя проявила отзывчивость к чужому горю.
Воспитатель: Девочка Женя - добрая, внимательная, она относилась к Вите с сочувствием, состраданием. Вы правильно поняли, что милосердие - это отзывчивое отношение к чужому горю, к переживаниям, несчастью других людей.
Воспитатель в конверте находит лепесток, прикрепляют к цветку, называют его – милосердием. Воспитатель обращает внимание на стрелку компаса, все подходят к столику удивления.
Воспитатель: Ребята, все лепестки мы нашли цветика - семицветика? Дети считают.
Воспитатель: Ребята, у цветика - семицветика нет одного лепестка, что помогло нам найти все лепестки? Ответы: дружба, взаимвыручка.
Воспитатель: Ребята, вы сделали доброе дело - помогли цветику – семицветику найти лепестки. Когда мы все вместе, то и душа на месте.
Вы бы хотели иметь такой цветок? Высказывания детей.
Воспитатель: Ребята, как можно изготовить цветик-семицветик? Рассуждения детей : нарисовать, слепить, выполнить аппликацию.
5 часть Продуктивная деятельность «Изготовление цветика-семицветика». На столах: салфетки, краски, кисточки, стаканчики с водой, формы из гипса, с контурным изображением цветка.
Воспитатель: Вы назвали много способов изготовления цветка, предлагаю вам раскрасить красками вот такие замечательные «цветики-семицветики» (готовые цветы из гипса). Сначала подготовим пальцы к работе.
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Наши ручки, ка цветочки ладони сложены вместе
Пальчики, как лепесточки. пальцы раскрываем, шевелим
Солнце поднимается руки понимаем вверх, пальцы «веером»
Цветочки распускаются. ладони соединяют, ладони в стороны
К вечеру они опять
Будут крепко засыпать. ладони соединяют
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним какого цвета были лепестки у цветика-семицветика? Дети перечисляют цвета радуги. Затем начинают раскрашивать лепестки краской.
Воспитатель: Постарайтесь, чтобы у вас получились аккуратные цветики-семицветики.
Во время продуктивной деятельности звучит аудиозапись.
Рефлексия. Дети с поделками размещаются на ковре.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие цветики-семицветики у вас получились. Дети, что вы почувствовали, когда занимались изготовлением семицветика? Все ли у вас получилось? Высказывания детей.
Воспитатель: Мы искали страну Добра и нашли её в наших сердцах. Мы сохраним эти милые чувства: радость, счастье, доброту, нежность, милосердие, сострадание. С кем вам хочется поделиться своей радостью? Высказывания: с родителями, детьми из другой группы.
Мы поделимся радостью с нашими гостями. Ребята, давайте подарим гостям «цветики – семицветики».