Елена Новикова
Конспект занятия по шахматам «В поисках шахматных фигур» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Сказка»
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности
по познавательному развитию
«В поисках шахматных фигур»
(для детей подготовительной группы)
Разработчик: Новикова Е. А. ,
воспитатель
Когалым 2020г.
Публикация «Конспект занятия по шахматам „В поисках шахматных фигур“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Тема «В поисках шахматных фигур»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков парной игры в шахматы с применением мини-роботов «Умная пчела».
Задачи:
Образовательные:
-Актуализировать полученные знания детей в рамках курса «Шахматы» (основные шахматные понятия, терминология, расстановка шахматных фигур);
-Формировать умение понимать схему движения мини-робота «Умная пчела»;
-Закреплять навыки программирования мини-роботов «Умная пчела» для нахождения пазлов;
-Способствовать развитию умения детей ориентироваться в пространстве шахматной доски;
- Закреплять правила движения фигур : слон, конь, ладья;
-Мотивировать детей к парной игре в шахматы;
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, внимание, память;
- Развивать диалогическую связную речь;
- Развивать умение оценивать результат своих действий;
- Развивать умения выделять и абстрагировать свойства шахматных фигур;
- Развивать умения детей применять ранее полученные знания в свободной шахматной игре.
Воспитательные:
- Воспитывать устойчивый интерес к шахматной игре;
- Воспитывать умение взаимодействовать в парах и мини-группах.
Методы и приемы:
Словесные: объяснение, поисковые вопросы, беседа.
Наглядные: демонстрационная шахматная доска, парные шахматные наборы, мини-роботы «Умная пчела» по количеству детей, мультимедийная презентация.
Игровые: сюрпризный момент – видеообращение Шахматной королевы, игра «Найди ключ», волшебная коробочка; игра-лабиринт «Перехитри часовых», парная игра в шахматы, поиск спрятанных шахматных фигур.
Практические: чтение схемы, нахождение начала движения, программирование и запуск мини-робота «Умная пчела», парная шахматная игра.
Словарная работа:
Активизация словаря: диагональ, вертикаль, горизонталь, схема, алгоритм, программирование, маршрут, названия шахматных фигур.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, самообслуживание, двигательная.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: составление схемы движения пчелы, работа по программированию мини-роботов; отработка правил хода шахматных фигур, взятия и защита фигур; просмотр интерактивных презентаций по теме «Шахматы», «Шахматная доска»; парные игры детей в шахматы.
Материалы и оборудование:
По количеству детей : мини-роботы «Умная пчела», схемы движения;
Для работы в парах: шахматная доска с комплектом фигур;
Для работы в мини-группах : тематический коврик «Шахматная доска» для «Умной пчелы»;
Для работы в группе : мультимедийная презентация «Шахматная королева», карта- подсказка
Ход образовательной деятельности
(Дети на ковре играют в малоподвижную игру с мячом; воспитатель задает вопросы, дети по очереди отвечают; дежурные готовят материалы к занятиям)
- Сколько полей в центре шахматной доски?
- Каких полей больше - белых или черных?
- Какая фигура движется только вперед?
-Какая фигура выше всех на шахматной доске?
- Сколько полей в самой большой диагонали?
-Какая фигура самая сильная?
- Какая фигура ходит только по горизонтальным или вертикальным линиям?
-Какая фигура самая важная?
- Как называется в шахматах ничья?
- Что сначала объявляют шах или мат?
- Возможен мат без шаха?
- Какая фигура ходит только по диагонали?
- Какая фигура может перейти на соседнее поле в любом направлении?
Организационно-мотивационный этап (плавный переход к новому виду деятельности)
Педагог: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.
(дети приветствуют гостей, раздается звонок скайпа на экране телевизора)
Игровая проблемная ситуация
Шахматная королева «Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас. Вы собрались поиграть в шахматы, но вынуждена вас огорчить. Гном Ворчун спрятал все шахматные фигуры в моем королевстве. Гном Простак очень любит играть в шахматы. Он решил проследить за Ворчуном и составил карту - подсказку. Разгадать карту вам поможет пчелка- шахматистка. Вместе вы справитесь и найдете все шахматные фигуры»
Основной этап
Педагог: Ребята, давайте посмотрим, наши-то шахматные фигуры остались? (ответы детей; отмечают, что есть недостающие фигуры)
Педагог: Надо их найти! Кто же поможет нам разобраться с картой-подсказкой? (берет мини-робота «Умная пчела» и читает прикрепленный конверт-подсказку)
«Ребята, что бы воспользоваться картой- подсказкой вам нужно подобрать ключ к замку. А ключ спрятался в одной из коробок. Для этого нужно на шахматной доске разложить адреса полей. Полученный рисунок сравнить со схемами на доске и выбрать коробку с верным номером»
(дети берут адреса шахматных полей и располагают их на своих шахматных досках; затем сравнивают полученный результат с предложенными; в конце отвечают какую коробочку нужно открыть)
Педагог: (открывает коробку с нужным номером и показывает, что в ней)
Ребята, посмотрите - в коробке кроме ключа еще что то есть? (ответы детей - король и ферзь) Мы нашли ключ, теперь можем открыть замок? (Снимает замок, на написана следующая подсказка)
«Ребята, начиная с поля А1, выложите с помощью фишек самую большую диагональ и одну самую маленькую диагональ»
(дети выполняют задание; отвечают на вопросы педагога)
- Сколько фишек понадобилось для самой большой диагонали? А для самой маленькой?
- Сколько всего фишек вы использовали? (ответы детей-10)
Педагог: Давайте посмотрим, что у нас под цифрой 10?
(воспитатель открывает обозначенное поле и достает коня)
Педагог: Ребята, конь нам поможет найти следующую фигуру. Но скажите, какой адрес на шахматной доске у цифры 10. (ответ детей- D4) Отметьте поле D4 желтым квадратом. Фишками другого цвета покажите все возможные ходы конем с этого поля. (двое детей выполняют задание на доске; один из ходов выпадает на число «5»)
Педагог: Молодцы! Посмотрим, что в коробке под номером «5».
(ребенок достает из коробки схемы движения пчел для двух подгрупп)
Педагог: Ребята, что это такое, вы знаете (ответы детей- схемы для роботов-пчел)
Как они нам могут помочь? (запрограммировать пчел, чтобы найти фигуру)
Правильно, отправим пчел в путешествие. (дети, игравшие у доски раздают схемы)
Внимательно следите за полем, с которого начинает движение ваша пчелка.
Программирование мини-роботов
(дети проходят к коврам, обозначенным белой и черной пешкой; программируют пчел согласно заданным схемам; с их помощью находят части паззла и собирают его)
Молодцы, мы собрали паззл. Какая шахматная фигура получилась? (ответы детей-ладья)
Педагог: Игра с ладьей «Перехитри часовых» поможет нам найти следующую фигуру. Вы согласны? (ответы детей) Ребята, напомните мне, как ходит ладья? (ответы детей)
(дети парами встают к шахматным доскам и разыгрывают игру-лабиринт)
Игра в шахматы Лабиринт «Перехитри часовых»
Ходит только белая ладья, она как можно быстрее должна добраться до поля А8, но при этом в местах остановок не попасть под удар черных фигур.
Педагог: Все справились с заданием и попали на поле А8? Какая фигура там была спрятана? (ответы детей-слон) Ребята, мы с вами нашли все фигуры?
(педагог достает коробку с шахматными фигурами; дети берут недостающие фигуры и проходят за столы; расставляют шахматные фигуры)
Шах. кор: Молодцы ребята, вы нашли все шахматные фигуры! Теперь у вас получиться сыграть в шахматы! Жду вас в гости в моем шахматном королевстве.
Итог деятельности. Рефлексия
Педагог: Ребята, прежде чем начать играть, скажите мне пожалуйста, чем мы сегодня занимались?
Какую фигуру вам было сложно найти? Почему?
Какую ошибку ты допустил?
Поднимите руку те, кто справился со всеми заданиями без ошибок?
Почему ваши пчелы не сталкивались на коврике?
Что вам удалось лучше всего?
Парная игра в шахматы