Ирина Тихова
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Изготовление куклы-масленки»
▼ Скачать
+ Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
Учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани.
Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями, народными праздниками, обычаями: масленичные гуляния.
Приобщать детей к традиционной культуре России.
Активизировать словарный запас дошкольников.
Коррекционно-развивающие:
Развивать чувство красоты, любознательности, любовь к истокам русской народной культуры.
Развивать познавательные способности детей.
Развивать мелкую моторику, внимание, воображение, фантазию.
Развивать глазомер, самоконтроль, зрительно - моторную координацию.
Публикация «Конспект занятия по ручному труду в старшей группе „Изготовление куклы-масленки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Масленица
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям;
Воспитываем аккуратность при работе с тканью;
Создавать эмоциональный интерес при изготовлении куклы из ткани.
Материал:
Репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица»
Схема последовательности изготовления куклы
Ножницы, маленькие подносы
Готовая кукла «Масленица»
Подносы с лоскутами ткани (светлая ткань для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная квадратной формы для платья, кусочек синтепона, нитки для завязок);
Словарная работа:
Оберег, схема, надрезать, разноцветная ткань, лоскут, Масленица, чучело
Предварительная работа:
- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;
- разучивание песен, частушек, обрядовых песен, народных игр “Путаница”, “Плетень”
- игры с куклами;
- знакомство с праздником Масленичные гуляния
- беседа о Масленичных гуляниях;
- рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»
- знакомство с русским фольклором
Ход занятия
Под музыку П. И. Чайковского «Февраль. Масленица» (из цикла «Времена года»)
Воспитатель: Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая
На саночках расписных,
На конях вороных.
Живет Масленица семь деньков,
Оставайся Масленица семь годков.
Ой, Масленица, кривошейка,
Встретим тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачом
И печеным яйцом.
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Воспитатель: Ребята, о чем, о ком это стихотворение?
Дети: О масленице
Воспитатель рассматривая репродукции картин Б. М. Кустодиева «Масленица» напоминает детям о празднике Масленица, который означает прощание с зимой и встречу весны: этот праздник любит русский народ – и взрослые, и дети.
Воспитатель: Вот и кончается зима. В это время на Руси издавна устраивались народные гулянья-назывался этот праздник Масленица.
Масленица - один из наиболее ярких и любимых народом праздников. Ее, так или иначе, отмечали все - от малых детей до глубоких стариков. Длилась Масленица целую неделю.
Праздник Масленицы – это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы, угощенье блинами, сладостями, баранками.
Воспитатель: Посмотрите ребята, как хорошо на репродукциях Б. М. Кустодиева передано веселье, яркость праздничного гулянья: катание на санках с горы, на каруселях, на лошадях, запряженных в украшенные сани. (Рассматривание репродукции картин)
Дети: ответы детей
Воспитатель: Масленицу открывали ребятишки.
Всех встречных или приезжавших из города они спрашивали: «Везешь ли Масленицу?» Если ответ был отрицательный, то они колотили встречного лаптями. Также сооружали снежные горы, катались с них на санях.
Ходили по дворам с песнями и присказками. Снежные городки, заря-заряница, петушки, бой мешками, снежный тир, ледяная карусель, перетягивание каната и др.
В последний день «хлам" и дрова собирали по деревне на костёр. Участники обряда: дети, женщины, старухи. Жгли на поле солому, веники, корзины, бочки, колеса.
"Чучело" - пучок соломы в платке и кофте - ставили на дрова, сложенные "колодцем," и внутри зажигали огонь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это у меня в руках?
Дети: Это кукла-Масленица
Воспитатель: Как вы думаете, эта кукла старинная или современная?
Почему вы думаете, что это старинная кукла?
Действительно, эта кукла старинная. С такими куклами играли бабушки ваших бабушек.
Воспитатель: Посмотрите, во что она одета?
Возьмите, потрогайте куклу, из чего она сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, она сделана из простых лоскутков ткани.
Домашняя Масленица – кукла, её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. Она представляет собой небольшую соломенную или тряпичную куклу с белым лицом.
Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.
Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?
А хотите научиться их делать своими руками?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда пришло время нам с вами потрудиться. Сейчас мы будем делать маленькую куклу-масленку, которая станет для детей игрушкой, а для взрослых – оберегом.
Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».
Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз, закрывая
Выше бережка головушку несёт Сжимаем пальцы в щепоть.
Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны и обратно.
На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.
Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки.
Воспитатель: Вот и кончилась игра,
Куклу делать нам пора.
Все начинается с головы. Из квадратного кусочка белой ткани сделали узелок, набили его ватой, обмотали ниткой.
Потом крутим ручки. Для этого надо сложить кусочек прямоугольной ткани платочком и туго-туго крутить в одну сторону.
Затем навязываем разные цветные лоскуточки, и куколка-масленица готова!
Практическая работа детей. (Звучит тихая русская народная музыка).
Воспитатель предлагает детям выбрать цветные лоскуты на свой вкус.
Каждый ребенок выполняет свою куклу.
Дети со сложными двигательными нарушениями делают по схеме последовательности изготовления куклы, дети с легкими и средними двигательными нарушениями – самостоятельно по инструкции педагога.
Воспитатель помогает отстающим детям.
После того, когда дети выполнять голову и туловище куклы, проводится физминутка.
Физкультурная минутка «Маланья»
Мы сегодня зиму провожаем
Шаги на месте.
Весну красную встречаем!
. Руки развести в стороны
Приди, Весна-красна,
Круговые движения руками вверх, вниз.
Принеси нам тепла!
Повороты влево, вправо с разведением рук в стороны.
Приди, погода ясная,
Прижать руки к груди и протянуть их вперед.
Приди, солнце красное
Руки поднять вверх
Воспитатель: Традиционная тряпичная кукла делалась без лица. Она считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Кукла должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Без лица она была многолика, в руках ребенка могла смеяться и плакать.
Вот наши куклы и готовы.
По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:
- Как ты её делал?
-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?
- Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?
- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.
Примечание: Куклы могут быть использовать в музыкальном уголке, в уголке художественно-эстетического развития, в игровой зоне, на празднике «Масленичные гуляния» и др.