СВЕТЛАНА НИКУЛЬШИНА
Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группы «Знаменитый Городец»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Городецкие узоры»
Направление: Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Труд», «Художественное творчество», «Музыка»
-Труд (формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности).
-Безопасность (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности).
Публикация «Конспект занятия по рисованию в подготовительной к школе группы „Знаменитый Городец“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
-Коммуникация (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности).
-Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества).
- Музыка, Чтение художественной литературы, Физическая культура (развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства)
Цель:
• Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.
• Учить выделять основные элементы узора.
Задачи:
• Обучающая: упражнять в рисовании Городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки и розаны, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.
• Развивающая: учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме. Развивать речь, расширяя словарный запас (экспозиция, экспонат, музей, выставка). Развивать творческие способности.
• Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.
Демонстрационный материал: сундук, выставка досок, расписанных городецким узором, иллюстрации.
Раздаточный материал: силуэты досок из плотной тонированной «под дерево» бумаги, краски, гуашь, мягкие тряпочки, кисточки, баночки с водой.
Оборудование: фланелеграф, магнитная доска, магнитофон.
Предварительная работа рассказ воспитателя об истории народного промысла Городца, рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства, знакомство с элементами городецкой росписи; роспись полоски, заучивание стихотворений и песен о городецкой росписи.
Словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.
Методы и приемы:
-Рассматривание образца;
-показ способов рисования;
-сюрпризный момент;
-напоминание, советы, поощрения в ходе занятия, в анализе работ;
-художественное слово;
-музыкальная заставка
-отгадывание загадок
-дидактические игры: «Составь узор», «Собери целое»
Содержание занятия.
(В начале занятия звучит народная мелодия) На столе стоит сундук.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в группе. Интересно узнать, что же в нём? Посмотрим, что же внутри. Смотрите, а здесь письмо. Воспитатель достаёт большой конверт. (Читает надпись на конверте) «Для ребят подготовительной группы»
Хотите посмотреть, что в этом письме?
«Здравствуйте, дети! Пишут вам сотрудники музея. Мы в нашем музее хотим организовать выставку народных изделий. Но для этого не хватает красивых экспонатов. Не можете ли вы нам помочь? Высылаем образец. Но он не помещался в конверт, и его пришлось разрезать. Надеюсь, вы сможете его собрать?».
Игра «Собери картинку».
Вот вы и составили образец, а вы догадались какая это роспись? ( Ответы детей: Городецкая роспись.)
Чтение стихотворения «Городец».
* * *
Есть на Волге город древний,
По названью – Городец.
Славится по всей России
Своей росписью, творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо-птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Воспитатель. Ой, ребята, а в сундуке ещё что-то есть. Посмотрите, сотрудники музея прислали нам ещё и много досок некрасивых, не расписанных, для того, что бы вы как настоящие мастера попробовать расписать их городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки, а вы попробуйте, найти эти элементы на наших образцах.
1. Он не броский, круглый он – не раскрывшийся… (бутон).
2. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она - … (купавка).
3. Словно чудо тут и там распускается … (розан).
4. Она круглая, как чашка, и зовут ее… (ромашка).
Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.
- На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.
Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).
- Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти).
Молодцы! Вы знаете все элементы узора. Пора немного размяться.
Дидактическая игра «Городецкие узоры»
- Дети, теперь вы можете занять свои места и приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).
Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.
В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.
- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
- Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.
Дети читают стихотворение о Городце.
1реб. Любовались гости чудом
Громко восхищалися,
Городецкой красотой
Сражённые осталися.
2реб. Городецкие узоры,
Столько радости для глаз.
Подрастают мастерицы,
Может быть и среди нас.
3реб. Ох, Россия, ты Россия,
Славы не убавилось, Городцом ты, Городцом
На весь мир прославилась.
4 реб. Городецкая роспись - как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Воспитатель:
Все работы хороши,
А мы споём вам от души!
(Исполняется песня Евгения Андронова «Городецкая роспись»)