нина дубровина
Конспект занятия по рисованию «Исторические рассказы» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с происхождением пиктографии и буквенной письменности.
Задачи:
Когнитивные (обучающие)
Формирование образных представлений о доисторических временах, древних людях, их быте.
Развитие образных представлений на основе восприятия окружающей действительности в процессе изображения объектов реальности графическим способом.
Развитие способности понимать речевые инструкции в процессе репродуктивного рисования.
Практические (развивающие)
Формирование образных представлений о пиктографии как о графическом способе передаче образной и понятийной информации.
Публикация «Конспект занятия по рисованию „Исторические рассказы“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
Развитие навыков графических движений в процессе создания линейно – графической композиции с образами – символами, передающими содержание рассказа о доисторических временах.
Формирование навыка правильного положения кисти руки при изображении разнонаправленных сложнохарактерных линий.
Развитие мелкой моторики кисти руки, формирование навыка изображения тонкокоординированных и тонкодифференцированных движений.
Формирование навыка выстраивания алгоритма последовательных действий в процессе линейного рисования.
Социально – эмоциональные (воспитательные)
Развитие чувства эмпатии к ближнему. Формирование представлений о чувстве долга и понимании своей социальной роли.
Развитие социально – эмоциональной сферы детей в процессе создания положительного эмоционального фона общения на занятии.
Формирование стремления к достижению положительного результата, к успеху порученного дела; формирование навыка завершать работу, доводя ее до логического конца.
Средства:
Демонстрационные:
иллюстрации с пиктографическими изображениями и элементами наскальной живописи;
таблица – алфавит;
таблицы изображения различных пиктографических символов;
готовый образец.
Раздаточный (по количеству детей) :
лист бумаги формата А4;
лист цветной коричневой бумаги формата А4;
листы – пробники;
фломастеры;
ножницы;
клей – карандаш.
Предварительная работа
1. Чтение рассказа Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
2. Тематическая беседа «Что такое пиктограмма?».
Методические рекомендации по организации предметной среды. Группа, в которой проходит занятие, оформляется иллюстрациями с пиктографичекими изображениями и наскальной живописью.
Способы: проблемная ситуация, рассказ воспитателя, элементарный анализ, рассматривание готового образца, воображаемая ситуация, самостоятельное рисование по речевой инструкции, выставка детских работ, рефлексия.
Ход занятия:
1. Проблемная ситуация: Занятие начинается в детской раздевалке.
Воспитатель: - Ребята, помогите мне пожалуйста, покажите где ваши ящички. Я совершенно забыла.
Дети: - Показывают свои ящички.
Воспитатель: - Как вы догадались, что именно этот ящик ваш?
Дети: - нам помогают картинки.
Воспитатель: - Сориентироваться вам помог рисунок на ящике. Он стал той информацией – знаком, глядя на который, вы правильно выполнили просьбу и определили принадлежность ящика.
2. Рассказ воспитателя о пиктограммах:
Воспитатель: - Картинка на ящике – это своего рода красочная пиктограмма – символ. Некоторые виды пиктографии активно используются и в наши дни. Например, на вывесках изображены ботинки – значит, здесь чинят обувь; нарисованы часы – значит, здесь мастерская по ремонту часов и т. д. Дорожные знаки, вывески, эмблемы и символы несут информацию, необходимую человеку в его обычной жизни. «Прочитать» пиктограмму может даже маленький ребенок, не знакомый с буквами.
- Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю традицию, которая до сих пор сохранилась у многих народов севера и коренных жителей Австралии.
- Обратите внимание на иллюстрации с пиктографическими изображениями и элементами наскальной живописи, а также на таблицы со схематичным изображением различных пиктографических символов: дерева, пещеры, человека, рыбы, копья, костра и т. д.
Дети рассматривают иллюстрации, называют пиктографические символы и то, что они отображают.
Воспитатель: - Древние люди выполняли рисунки на камне, на стенах пещер. Для этого использовались естественные краски из охры, смешанные с жиром, иногда рисунки вырубали, выгравировывали на камне острыми палками или камнями, в зависимости от материала, из которого состояли стены пещеры. Рисунки были серого, коричневого, черного цвета, так как ярких, привычных нам красок тогда еще не было.
- Почти все буквы нашего алфавита, когда-то тоже были изображениями конкретных предметов и явлений. Всем хорошо знакомая буква «А» когда-то изображала голову быка (по-финикийски «алеф», потом она видоизменилась, перевернулась набок, а в Греции встала вверх ногами и только в Риме обрела строгую классическую форму.
Буква «Д» («далет» - дом) и сейчас очень похожа на дом и на свою древнюю финикийскую прародительницу – Д.
3. Элементарный анализ «На что похожи буквы» :
Воспитатель: - Давайте рассмотрим современный алфавит и пофантазировать на тему «На что похожа та или иная буква».
4. Рассматривание готового образца : Воспитатель демонстрирует детям готовый образец с пиктографическим изображением людей у костра.
Воспитатель: - Кто изображен на рисунке?
Дети: - на рисунке изображены дети.
Воспитатель: - Чем заняты эти люди? Где они находятся?
Дети: - люди в пещере у огня рассказывают истории друг другу.
Воспитатель: - Люди находятся в пещере, они сидят у костра и рассказывают друг другу истории. В те давние времена не было ни телевизоров, ни радио, поэтому вечером у костра наши предки разговаривали, делились своими впечатлениями, знаниями, рассказывали друг другу необыкновенные истории – сказки. Кто-то говорил, кто-то слушал, а кто-то рисовал на стене эти истории угольком из костра или острой палочкой.
Прошло много тысячелетий, но до сих пор находят люди в пещерах картины древних художников. Благодаря им мы можем представить, как жили люди в далеком прошлом.
5. Воображаемая ситуация:
Воспитатель: - Ребята, давайте вам на время перенесемся в те забытые времена и нарисуем историю о мальчике и девочке, которые жили в пещере на берегу ручья? Вы согласны?
Дети: - согласны.
6. Самостоятельное рисование по речевой инструкции:
Воспитатель: - сначала давайте немного потренируемся. На листах бумаги давайте нарисуем пиктограммы людей, рыб, пещеры, костра и т. д. Пиктограмма – это символ, и поэтому у людей не надо рисовать глаза, нос, рот, волосы. В те далекие времена у художников не было ярких красок. Они рисовали либо черным углем, либо коричневой (красной) глиной, поэтому и фломастеры необходимо выбирать черные или коричневые.
- Давным-давно у чистого холодного ручья жило племя охотников-рыболовов. Среди них были мальчик…и девочка (дети придумывают им имена). Жили они вместе со своими родителями в маленькой уютной пещере.
Дети по указаниям педагога изготавливают пещеру из листа цветной бумаги. Лист складывают пополам и вырезают него в середине полукруг, затем наклеивают цветную бумагу на белый лист.
- Мальчик был ещё маленький, и родители не брали его на охоту. Вот однажды утром взрослые ушли добывать еду, а детей оставили в пещере. Целый день просидели они одни, но родители не вернулись. Назавтра, когда отец и мать так и не пришли, мальчик решил отправиться к ручью и наловить рыбы, а девочка осталась следить за костром, чтобы огонь не погас. Долго не было брата. Пришел он только вечером, усталый, но довольный – у ручья он поймал большую рыбу. Девочка пожарила ее на огне, а потом дети сели у костра, и мальчик долго рассказывал сестре о своих приключениях.
Воспитанники зарисовывают фигурки-пиктограммы людей, сидящих у костра, ориентируясь на готовый образец и поэтапный показ педагога. Затем дополняют свой рисунок пиктограммами-меандрами.
- Вечером родители вернулись с добычей. Оказалось, что их задержал обвал в горах. Дети долго рассказывали, как они волновались, как мальчик сам отправился на рыбалку и поймал большую рыбу. Отец похвалил сына и сказал, что теперь тот настоящий мужчина и может наравне со всеми охотиться и рыбачить. Мать погладила девочку по голове и поблагодарила за то, что дочь сберегла очаг, у которого можно согреться в холодную ночь и приготовить вкусную пищу.
7. Выставка детских работ. Работы закрепляются на стене или на ширме, стену можно задрапировать тканью или обоями «под камень». Педагог предлагает детям придумать свой рассказ по рисунку или продолжить рассказ педагога.
8. Рефлексия:
Воспитатель: - Ребята, что такое пиктограммы?
Дети: - Пиктограммы – это символы.
Воспитатель: - Для чего они предназначены и как пиктограммы используются в наше время?
Дети: - Они используются для краткого обозначения. В наше время х широко используют на дорожных знаках и т. д.