Ирина Иванова
Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников «Зимний пейзаж в поэзии С. А. Есенина»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников.
Тема «Зимний пейзаж в поэзии С. А. Есенина».
Цель: Создание сюжета на тему «Зимний пейзаж», закрепить знания детей о жанре живописи – пейзаж, учить выделять художественные средства, передающие красоту зимней природы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по рисованию для старших дошкольников „Зимний пейзаж в поэзии С, А, Есенина“» размещена в разделах
- Есенин С.А.
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимний пейзаж. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Обучающие. Научить изображению пейзажа по представлению, используя нетрадиционные техники: тычок жёсткой полусухой кистью, отпечаток ватными палочками.
Воспитательные. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному рязанскому краю через поэзию С. А. Есенина, изобразительное искусство, музыку.
Развивающие. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, наблюдательность.
Предварительная работа.
Познакомить детей с жанрами в живописи - пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая живопись (историческая, бытовая).
Художественное слово. Познакомить детей со стихотворениями о зиме С. А. Есенина «Бабушкины сказки», «Берёза», «Пороша», «Поёт зима, аукает…», «Зима». «В ожидании зимы».
Провести беседы на тему «Зимние забавы», «Зимние праздники».
Наблюдения в природе на прогулке.
Провести дидактические игры.
Дидактическая игра «Подбери родственные слова», «Собери картину»,
«Подбери палитру»
Изодеятельность. Предметное рисование «зимняя берёза», «рябина в снегу», «снегирь на ветке», сюжетное – «зимний лес», «зимние забавы», «Новый год в детском саду», декоративное – «морозные узоры на стекле», наряд Деда Мороза и Снегурочки в стиле «Гжель».
Материалы. Портрет С. А. Есенина. Фото «Дом – музей С. Есенина в с. Константинове» зимой. Репродукции картин И. Грабаря «Зимнее утро», «Февральская лазурь», К. Юона «Волшебница – зима», аудиозаписи: Ф. Шопен «Зима», вальс № 7 до - диез минор; П. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома». Листы бумаги голубого цвета, гуашь, кисти: жёсткая, мягкие № 2, № 4, ватные палочки, стаканчики с водой, тряпочки.
Ход.
Организационный момент.
Под вальс Шопена, заходит воспитатель, в костюме «Зимы», кружится, танцует, останавливается перед детьми (дети сидят на стульях полукругом).
Зима. Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются). Угадайте, кто я?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Ответы детей – Зима).
Молодцы, ребята!
Я приглашаю вас совершить путешествие в моё царство. А попасть туда нам помогут стихи про зиму нашего замечательного рязанского поэта Сергея Есенина. Кто нам хочет рассказать?
1 ребёнок (отрывок из «бабушкиных сказок»).
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Воспитатель.
Как хорошо зимой, ребята! Предлагает рассмотреть детям картину К. Юона «Волшебница – зима» и вспомнить зимние забавы (катание с горы на санках, ледянках, катание на лыжах, коньках и т. д.). А теперь послушаем стихотворение «Пороша».
2 ребёнок (отрывок).
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Воспитатель.
Предлагает рассмотреть детям картину Грабаря «Зимнее утро». Посмотрите, ребята.
Беседа с детьми.
Вопросы по содержанию.
Вам нравится эта картина? (Ответы – да). Как вы думаете, какое время года? (Зима, потому что лежит снег, деревья без листьев, укрыты снежным покрывалом). Как это изобразил художник? (С помощью цвета).
Вопросы по выявлению средств выразительности.
Что в картине самое яркое? (Лучи солнца ярко жёлтые). С помощью каких красок художник передал очарование зимнего леса? (Синих, голубых, сиреневых, розовых, зелёных- холодных).
Вопросы о замысле автора.
Какое настроение передал художник? (Радостное, приподнятое). О чём вы думаете, когда смотрите на эту картину? (Как красиво зимним утром в лесу, хочется прийти сюда с друзьями, поиграть).
Воспитатель.
Ребята, а какая погода бывает зимой?
Дети.
Морозная, холодная, метёт метель, вьюга, дует холодный ветер.
Воспитатель.
Какая погода описывается в стихотворении С. Есенина «Поёт зима аукает…»?
3 ребёнок.
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
Воспитатель.
Ой, ребята, как стало холодно. Надо нам погреться, давайте поиграем в игру.
Физкультминутка. "Выпал беленький снежок" (выполняют движения по тексту).
(Дети стоят в кругу)
Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать, будем ручки согревать.
Мы похлопаем, мы похлопаем!
Будем прыгать веселей, чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
Воспитатель.
Ну что, согрелись? Теперь и мороз нам не страшен. А в солнечную погоду зимой очень красиво (обращает внимание детей на картину «Февральская лазурь»). Это же русская берёзка, а кто нам прочтёт стихотворение С. Есенина о берёзе?
4 ребёнок.
Белая береза
Под моим окном,
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках,
Снежною каймой,
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит, береза,
В сонной тишине,
И горят снежинки,
В золотом огне.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель. Ребята, а как называются картины, где изображена природа? (Ответы детей – пейзаж). Правильно. А теперь, чтобы оказаться в моём волшебном царстве, вы должны нарисовать свой зимний пейзаж. Какими красками мы будем пользоваться?
Ответы детей: голубыми, синими, белыми, жёлтыми, чёрными, зелёными.
Воспитатель. А как можно нарисовать пушистый снег? ( Ответы: тычком жёсткой полусухой кистью, ватными палочками). А ветки деревьев? ( Ответы: кончиком мягкой кисти). Молодцы!
Уточняется замысел 2-3 детей, обговариваются возможные способы изображения.
Воспитатель. Ребята, вы задумали очень интересные пейзажи, и заснеженный лес, и берёзки, и пушистые елочки в снежном наряде. Рисунки у вас должны получиться разные – ведь каждый художник видит и рисует по – своему.
Пальчиковая гимнастика по выбору детей.
Самостоятельная деятельность детей под музыку П. Чайковского «Зимнее утро» из «детского альбома» «Вьюга стонет, тучи гонит…»
Индивидуальная работа. Следить за осанкой, обращать внимание на размеры предметов на переднем и заднем планах, построении композиции.
После окончания работы дети развешивают свои картины на магнитную доску, обсуждаем нарисованное, заслушиваем 2 – 3 рассказа по картине.
Воспитатель – Зима. Ну, ребята, пора мне с вами прощаться, да домой возвращаться. А на память о нашем путешествии, подарю я вам подарки. (Раздаёт леденцы на палочке). Занятие заканчивается.