Мамоян Татьяна
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему :
«Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
Цель: формировать интерес к творчеству К. Д. Ушинского средствами художественной литературы; расширять и углублять представление детей о России.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему „Пересказ рассказа К, Д, Ушинского „Наше Отечество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
Задачи:
Образовательные: продолжать развивать у детей внимание, память, мышление.
Развивающие : расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения;
совершенствовать навыки пересказа у детей.
Воспитательные: воспитывать любовь и чувство гордости к Родине, радость, что они родились и живут в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.
Предварительная работа:
-Рассматривание иллюстраций различных ландшафтов нашей бескрайней Родины во все времена года.
-Рассматривание карты России.
-Слушание гимна России.
-Чтение стихов о России.
-Просмотр презентации «Россия - моя Родина».
-Разучивание игры-хоровода «Во поле береза стояла…».
-Разучивание песни «Росиночка - Россия».
-Заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Ход занятия.
Воспитатель. – Ребята, посмотрите иллюстрации на нашей выставке. (На иллюстрациях изображена разнообразная природа, различные ландшафты нашей бескрайней Родины во все времена года).
(Дети рассматривают иллюстрации, любуются красотой полей, лугов, гор, лесов, морей, рек, озер, деревень, крупных городов и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, все, что вы видите,- это наша бескрайняя страна Россия.
У России, у русской земли есть много своего, особенного: того, что люди называют «русским». Подумайте и ответьте: про что можно сказать «Русский» (лес, богатырь, мороз, человек, самовар, язык, флаг, герб, гимн,
«Русская» (изба, песня, душа, земля, зима, дорога, музыка, сторона, матрешка).
- Ребята, попробуем ответить на вопрос: «Что такое Родина?»
Ответы детей:
Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
Наша Родина – это русские поля, леса, моря и реки.
Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
Родина – это наш край, поселок, где мы живем.
Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, дедушка, бабушка.
Это место, где стоит наш детский сад.
Воспитатель: Ребята, продолжим разговор о нашей Родине – России. Давайте образуем слова из одной семейки со словом «Родина».
Воспитатель: Вера, что ты делала 4 ноября?
Ребенок: – Я родилась.
Воспитатель: - Каким словом можно назвать папу и маму?
Ребенок: - Родители.
Воспитатель: - А каким словом вы назовете своих дядю и тетю?
-Родственники.
Воспитатель: Какой брат у тебя, Ульяна?
Ребенок: - Родной.
Воспитатель: В этом году был хороший урожай картошки. Мы говорили, что картошки много…
Ребенок: - Уродилось.
Воспитатель: Кто живет в нашей стране?
Ребенок: - Народ.
Воспитатель: Какую игру мы с вами выучили вчера?
Ребенок: - Народную.
Воспитатель: - Как по-другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли?
Ребенок: - Родник.
Воспитатель: - Отлично.
Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
Дети: Родилась, родители, родственники, родной, уродилась, народ, народная, родник.
Воспитатель: - Вот какая большая семья получилась! И теперь вы знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живет наш народ, Родина – родная земля.
Ребята, сядьте поудобнее и послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество». (Чтение рассказа воспитателем).
Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать она защищает и бережет нас от своих врагов…
Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.
Беседа по прочитанному, вопросы к детям:
-Как начинается рассказ? Как называет автор свою Родину?
-Почему мы зовем Россию Отечеством?
-Почему мы зовем ее Родиной? Как заканчивается рассказ?
-А сейчас давайте составим план пересказа.
-С чего вы начнете рассказ?
Дети: Как автор называет Родину.
Воспитатель: О чем вы будете рассказывать дальше? -
Дети: Почему мы называем родину Отечеством.
Воспитатель: Как вы продолжите рассказ?
Дети: Мы объясним, почему мы называем Россию Родиной.
Воспитатель: Что вы расскажете потом?
Дети: Потом мы расскажем, почему мы называем Родину матерью.
Воспитатель: Как вы закончите рассказ?
Дети: Мы объясним, почему Родина у нас одна.
Воспитатель: Молодцы! Вы составили план рассказа.
Исполнение песни детьми «Росиночка – Россия».
Повторное чтение рассказа.
Пересказ рассказа детьми.
3-4 пересказа.
Проведение хороводной игры «Во поле береза стояла…».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вам предложить сесть за столы и нарисовать картинку о своей Родине. По окончании рисования рассмотреть картинки и собрать их в альбом с названием «С чего начинается Родина?»
Ребята, а кто знает пословицы и поговорки о Родине, назовите их.
Дети:
Родина мать – сумей за нее постоять.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Человек без Родины, как соловей без песни.
Всякому мила своя сторона.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Любовь к Родине в огне не горит и в огне не тонет.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная сторона - мать, чужая – мачеха.
Любовь к Родине сильнее смерти.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Рефлексия. Подведение итога занятия.